Как правильно хвалить работников

Автор фото: ZUMA/ТАСС

Ругать работников в России любят и умеют, а вот хвалить за хорошо выполненную работу в отечественной корпоративной культуре не принято. А зря: добрые слова в адрес сотрудника приносят реальную пользу компании. Главное — не перехвалить.

Принято считать, что похвала и добрые слова не так ценятся сотрудниками, как премии, бонусы и дополнительные выходные. Это не так, уверяют специалисты. Подчиненные привыкли, что их руководители воспринимают хорошую работу как нечто само собой разумеющееся и не стремятся лишний раз отметить их заслуги. Зато рады раскритиковать и указать на ошибки. Именно поэтому, уверяют эксперты, внезапная похвала может значить для сотрудника гораздо больше, чем прибавка к премии.
"Человек зарабатывает деньги, чтобы обменять их на положительные эмоции. Создайте теплую доверительную атмосферу в коллективе, и вам не нужно будет доплачивать, — уверена HR–директор международного центра интернет–торговли Allbiz Ирина Клиницкая. — Нас воспитывали в другой модели, многие стали жертвами авторитарных руководителей и недооценивают эффект простых, человеческих, партнерских отношений". Не секрет: когда человека хвалят, он чувствует удовольствие. Чтобы получить позитивное подкрепление еще и еще раз, он готов работать усерднее.
HR–специалисты говорят, что "хвалебный менеджмент" — это тот же "кнут — пряник", только более продвинутый. Новая версия. Особенно важно для руководителя пользоваться этим пряником в кризисное время, когда на другие инструменты, повышающие мотивацию, лояльность и эффективность сотрудников, у компании не хватает денег.
Впрочем, похвалу, как и любой другой инструмент неденежной мотивации, надо использовать с умом. Ценность похвалы обратно пропорциональна интервалу между успехом работника и признанием руководителя. Идеальный вариант, когда руководитель хвалит сотрудника сразу.
"Если вы хвалите каждого за любую проделанную им работу, ваши слова перестают что–либо означать", — предостерегает руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing Зульфия Юпашевская. Универсальной формулы, как и за что хвалить, нет, но, чтобы хвалебные слова не были бесполезны, надо четко проговаривать, что именно так хорошо сделал подчиненный, и ни в коем случае не говорить, что именно так надо делать впредь всем остальным.
Кроме того, опытный управленец должен уметь определять, кого стоит хвалить, а кого нет. "Метод работает, но он не будет работать для всех. Да, есть категория людей, считающих, что никакие деньги не сравнятся с тем, что их отметили. Но есть другие: хвали не хвали их, им это неважно. Между тем и на первых хвалебные слова действуют только тогда, когда закрыты их базовые потребности", — предупреждает психолог и бизнес–тренер Дмитрий Ломоть. Это значит, что хвалить сотрудника вместо зарплаты бессмысленно, а вместо бонусов — стоит.

Опасная начинка

Искреннее признание заслуг подчиненного только увеличивает его отдачу. Больше отдача — больше поводов похвалить. Это замкнутый круг, в который может попасть любой руководитель. Опасность в том, что так можно ненароком перехвалить сотрудника. И тем самым демотивировать его. "Я видел тех, кого перехвалили: они садятся на шею работодателю, начинают важничать и перестают работать", — предостерегает Дмитрий Ломоть.
"Во время кризиса компании часто оказываются в непростых ситуациях, но это не означает, что руководство должно начинать хвалить сотрудников без каких–либо оснований, — говорит генеральный директор финского проектного бюро RUMPU Евгений Богданов. — Важно не столько хвалить, сколько замечать успехи подчиненных. Мотивирует именно это".
Недохвалить сотрудника так же опасно, как и перехвалить. Артур Шрейдерс, руководитель центра продаж компании "СКБ Контур" в Петербурге, объясняет: если просто сказать сотруднику: "Молодец", можно удариться и в ту и в другую крайность. "Может быть, он много сделал и очень хотел бы, чтобы его заслуги оценили по достоинству. Может быть и наоборот, сделал вполноги, а ему — "молодец": все, можно не стараться. Если же говоришь: "Молодец, потому что…" — ты исключаешь этот риск".
Человек с адекватной самооценкой окажется в фрустрации, если не сможет найти прямой связи между поощрением и результатами своей деятельности, продолжает мысль коллеги Ирина Клиницкая. "В итоге он будет постоянно ждать подвоха. А когда человек в напряжении, его эффективность резко падает: ни одно существо не развивается в страхе", — поясняет она.
По данным исследований, похвала приводит к положительным результатам в 88% случаев, в то время как критика только в 11% улучшает, а чаще ухудшает их.

Сколько стоит похвала

Инна Державина, руководитель департамента по работе с персоналом "Пронто Медиа Холдинга" (Job.ru, "Из рук в руки"), напоминает: "Каждый сотрудник считает, что именно он заслуживает самого лучшего. Похвала может вызвать не только здоровую конкуренцию, но и конфликты внутри коллектива: если первому достается больше внимания руководства, второй может посчитать, что его "зажимают", и продуктивность его работы снизится".
Яна Алферова, директор по персоналу DIGITAL DESIGN, резюмирует: хвалить сотрудников однозначно надо. "Люди приходят работать в компанию, а уходят от руководителей. И по статистике, тех, кто увольняется или находится в состоянии скрытой текучести в связи с тем, что их не ценят, более 30%", — объясняет она.
Ее поддерживает Зульфия Юпашевская: "Многочисленные исследования рынка труда доказывают, что люди готовы работать за меньшую заработную плату ради благоприятной атмосферы в коллективе и хорошего руководителя. Доля заработка, которой они готовы ради этого пожертвовать, составляет 15%".
Поэтому, подытоживает Зульфия, похвала не просто позволяет мотивировать, но и дает возможность сэкономить на фонде оплаты труда."Сегодня доброе слово сократит вам расходы на подбор персонала завтра, — резюмирует Надежда Коротовских, президент HR-ассоциации Петербурга и Ленинградской области. — Тем более, что в кризис бюджет на мотивацию штата идет под нож одним из первых, и похвала становится важнейшим инструментом в арсенале эффективного руководителя".  Другое дело, что хвалить надо умеючи. И не только в кризис.