Апартаменты сдаются и выигрывают

Апартаменты стоят особняком от традиционной жилой недвижимости. Даже в кризис застройщики апарт–отелей не испытывают недостатка в покупателях.

По словам генерального директора группы "Ярд" Андрея Кошкина, в отличие от продаж жилой недвижимости, просевших за последний год на 25 – 35%, востребованность апартаментов демонстрирует уверенный рост, а заполняемость апарт–отелей составляет от 60 до 80%.
Невзирая на кризис, активно растет предложение. Менее чем за год количество уже реализованных проектов увеличилось более чем на 100%. Если во II квартале 2015 года объем рынка апартаментов составлял 960 лотов, то сейчас, по данным Hospitality Income Consulting, на реализацию выставлены 2 тыс. апартаментов.
По информации ГК SRG, сейчас первичный рынок апартаментов представлен 17 объектами, возведение которых ведется в разных районах Петербурга и Ленинградской области, и занимает около 2% на рынке новостроек. Однако эксперты считают, что этот показатель вырастет уже в ближайшие несколько лет, поскольку в этом году было анонсировано еще 26 апарт–отелей. "Если все заявленные объекты будут реализованы, то к 2020 году рынок апартаментов вырастет в 3 раза, а общая площадь доходных квартир дойдет до 180 тыс. м2", — информирует генеральный директор группы "Ярд" Андрей Кошкин.
По мнению экспертов, девелоперскую активность стимулирует растущая инвестиционная привлекательность данного сегмента, которая и является причиной достаточно высокого спроса. По данным группы "Ярд", ежегодный доход от рентной сдачи апартаментов составляет 10 – 13% годовых против 5 – 8% от сдачи в аренду стандартной квартиры. Как рассказали в Hospitality Income Consulting, средняя стоимость месячной аренды недвижимости в апарт–отелях составляет от 50 тыс. рублей за студию до 200 тыс. рублей за многокомнатный апарт премиум–класса.
По мнению вице–президента NAI Becar Ильи Андреева, большим преимуществом апартаментов для тех, кто их покупает с инвестиционными целями, является также и то, что собственнику не нужно искать арендаторов и лично заниматься эксплуатацией объекта. "Управлением и эксплуатацией апарт–отелей занимается профессиональная управляющая компания, что является преимуществом как для гостей, так и для собственников номеров", — подтверждает управляющий директор PropertyManagement NAI Becar в Санкт–Петербурге Наталья Скаландис.
Партнер ГК SRG Максим Русаков считает, что в значительной степени на популярность данного направления повлиял грядущий чемпионат мира по футболу 2018 года.

Жилье для элиты

По словам Андрея Кошкина, большинство предлагаемых к продаже городских апартаментов расположены в Московском, Петроградском и Адмиралтейском районах — в последнем представлены самые дорогие проекты. В среднем стоимость апартаментов на 20% ниже, чем цена аналогичного по характеристикам жилого помещения. Так, цена продажи квадратного метра апартаментов экономкласса составляет около 80 тыс. рублей, объекты бизнес–категории оцениваются в 150 тыс. рублей за 1 м2, стоимость апартаментов класса премиум находится на уровне 450 тыс. рублей за "квадрат".
При этом игроки рынка отмечают, что стоимость элитных апартаментов постоянно увеличивается — по сравнению с III кварталом 2015 года ценовой скачок составил почти 18%. При этом бизнес–класс показывает значительно менее серьезный прирост — в пределах 3%, цена апартаментов экономсегмента изменилась совсем несущественно — менее чем на 0,2%. Подобный разрыв объясняют тем, что дорогие апартаменты более востребованы, нежели объекты массового сегмента.

Полноценный сервис

Статус нежилого помещения, а также отсутствие возможности регистрации не смущает клиентов, поскольку для большинства из них это не единственное жилье, и в прописке они не нуждаются.
По словам Натальи Скаландис, значительно важнее для таких жильцов получение полноценного гостиничного сервиса.
"В апартаментах обычно уделяют больше внимания инфраструктуре комплекса, публичным помещениям, парковкам, спортивной инфраструктуре, что по достоинству ценится владельцами такого формата недвижимости для проживания", — добавляет генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.
К числу преимуществ также можно отнести премиальную локацию элитных апарт–отелей.
Масс–маркет не столь популярен, поскольку в качестве замены обычному жилью апартаменты в более демократичных сегментах рассматриваются крайне редко по двум основным причинам. Первой является отсутствие возможности зарегистрироваться. Второй — более высокие коммунальные платежи и необходимость платить налог на имущество в размере 2% от кадастровой стоимости.
В целом доля инвесторов на петербургском рынке апартаментов составляет до 85%.
В сегменте недвижимости комфорт– и бизнес–класса ситуация сегодня достаточно непростая, и апартаменты в качестве основного места для проживания имеют множество конкурентов среди крупных комплексов, имеющих статус жилья, и пока проигрывают жилью даже при инвестиционных целях покупки. Инвесторы видят в статусе "апартаменты" определенные риски (налоговые, эксплуатационные и юридические). В то же время в сегменте элитной жилой недвижимости в последние годы апарт–комплексы набирают все большую популярность и интерес покупателей. В элитном сегменте покупка жилья не связана с необходимостью прописки (это не единственное и не первое жилье), а налоговые и эксплуатационные отличия здесь также уже не являются определяющими. Основное преимущество и привлекательность элитных апарт–комплексов в Петербурге сегодня в том, что они обладают действительно премиальной локацией — в отличие от апартаментов в более демократичных категориях и даже по отношению к элитным объектам, имеющим статус жилья, в историческом центре города. Аналогов среди элитных жилых новостроек в продаже с точки зрения преимуществ места в центре города сегодня нет. Похожая ситуация сложилась в зоне Крестовского и Каменного островов. Новые комплексы с лучшими локациями здесь также имеют статус апартаментов.
Анна Любимова
замруководителя Департамента проектных продаж ENGEL & VOLKERS