Как 140 символов меняли историю и почему Twitter до сих пор остается на плаву

Десять лет назад Джек Дорси написал первое сообщение в Twitter. С тех пор сервис микроблогов превратился в ключевого ньюсмейкера, инструмент революций и часть современной культуры. "ДП" вспоминает взлеты и падения крупнейшей социальной сети.

Популярной социальной сети Twitter исполняется 10 лет. 21 марта 2006 года американский программист Джек Дорси написал первое сообщение в новом сервисе для общения сотрудников Odeo: "Просто настраиваю мой твттр". Почти через 4 месяца в социальной сети Twitter была открыта свободная регистрация. С тех пор сервис микроблогов стал одним из самых популярных инструментов массовой коммуникации и частью современной культуры.
К концу 2015 года ежемесячная аудитория Twitter составила 320 млн пользователей. Каждый день они отправляют около 500 млн твитов, а ежегодно — около 200 млрд сообщений. "Twitter — малыш, который уже вырос. Это — самый простой способ узнать, что происходит в мире прямо сейчас и почему это происходит", — написал 21 марта 2016 года Дорси.
Новый status соцсетей
Впервые Дорси озвучил идею создания сервиса микросообщений еще в начале 2000-х, тогда он придумал сырое название для сервиса — stat.us, а короткие посты должны были называться статусами. В 2006 году Дорси вместе с сотрудниками американской компании Odeo Ноа Гласс, Эваном Уильямсом и Биз Стоун создали соцсеть, которая позволяла публиковать и получать сообщения при помощи sms без доступа к Интернету.
В августе того же года было решено открыть отправку и получение сообщений через Интернет, для этого был выкуплен домен Twitter.com. Отсылка к формату sms сохранилась в ключевой особенности сервиса — ограничение длины постов до 140 символов. Название twitr было навеяно пятисимвольной длиной американских коротких кодов sms и к тому же было созвучно слову twitter — щебетание
Сервис сразу привлек внимание пользователей и уже в августе новостные агентства оценили его потенциал как источника оперативной информации после освещения землетрясения в Калифорнии. В 2007 году в Twitter впервые появился #хэштег, позволявший группировать посты по схожей тематике. Это стало настоящей революцией в массмедиа. Через год на Twitter "пересели" политики и знаменитости. В 2010 году сервис микроблогов стал второй  по посещаемости соцсетью после Facebook. В 2013 году рыночная капитализация бренда оценивалась в $26 млрд.
Социальный феномен
Через несколько лет после создания новая социальная сеть стала повсеместно использоваться в освещении ключевых событий, Twitter зарекомендовал себя как источник новостей, зачастую опережая по оперативности информационные агентства. Так, в январе 2009 года пользователь сервиса Янис Крумс первым опубликовал фотографию аварийной посадки самолета US Airways на реку Гудзон.
В 2008 году Барак Обама использовал сервис в качестве агитационной платформы, стремясь к посту президента США, его примеру последовали многие американские политики. В 2010 году аккаунт завел и президент РФ Дмитрий Медведев. В январе 2010 года астронавт NASA Тимоти Кример отправил первый пост из космоса. Через год Twitter и Facebook стали главными инструментами коммуникации во время массовых протестов в Египте и Турции.
В апреле 2011 года Сохаиб Атхар в режиме реального времени освещал операцию по ликвидации Усамы бен Ладена. В декабре 2012 года первое лицо христианского мира, папа римский Бенедикт XVI стал первым понтификом, который зарегистрировался в социальной сети. В 2013 году самыми обсуждаемыми событиями стали теракт на Бостонском марафоне и появление на свет будущего британского принца Джорджа
В 2014 году пользователи опубликовали 672 млн постов, освещая чемпионат мира по футболу. Через год весь мир в сервисе обсуждал историю трансгендера Кейтлин Дженнер, а в ноябре 2015 года главным событием стал теракт в Париже. Пользователи по всему миру объединились, чтобы поддержать его жителей с помощью твитов с хэштегом #PrayForParis. Знаковым событием 2016 года стало награждение "Оскаром" Леонардо Ди Каприо
250 млрд лайков
За 10 лет работы сервиса общее количество отметок "нравится" достигло 250 млрд. Одним из самых упоминаемых слов в соцсети стало "любовь" — 34,8 млрд упоминаний. Самый часто используемый смайлик — "плачу от смеха". Наибольшим числом упоминаний отметился певец Джастин Бибер.
Первым человеком, который набрал 1 млн подписчиков, в 2009 году стал американский актер Эштон Кутчер. Больше всего читателей набрала певица Кэти Перри — 84 млн человек. В России самым популярным пользователем сети остается премьер-министр РФ Дмитрий Медведев с 4,76 млн подписчиков.
Рекорд по самому быстрому достижению 1 млн подписчиков принадлежит легкоатлету Уильяму (Кейтлин) Дженнеру, ставшему первым трансгендером в большом спорте. Кейтлин Дженнер удалось побить рекорд, установленный до этого Бараком Обамой.
Мероприятием с максимальной скоростью отправки постов стал финал чемпионата мира по футболу 2014 года, когда Германия нанесла поражение Аргентине. Тогда количество твитов в минуту превышало 600 тыс. В 2016 году рекордное количество твитов в минуту было опубликовано во время церемонии вручения "Оскара" Ди Каприо.
Убыток в $2 млрд
Несмотря на рекордное количество постов и активизацию пользователей соцсети при освещении знаковых событий, в прошлом году Twitter прекратил наращивать число подписчиков. По итогам IV квартала 2015 года впервые в истории социальной сети у нее не увеличилось число активных пользователей.
На фоне значительной модернизации сервиса выручка компании по итогам года выросла на 58%, до $2,2 млн. При этом аналитики The Wall Street Journal отмечают, что с марта 2015 года акции соцсети упали примерно на 60%. В феврале 2016 года стоимость бумаг снизилась до рекордно низкой отметки в $14,31. Рыночная капитализация компании по состоянию на середину марта 2016 года — $12,1 млрд. Для сравнения, в 2013 году она составляла $26 млрд.
В январе после масштабных сокращений персонала компанию покинули пять топ-менеджеров. Через месяц Комиссия по ценным бумагам и биржам США сообщила, что с момента основания сервис микроблогов потерял более $2 млрд. "Мы ожидаем, что в будущем рост выручки замедлится из-за нескольких факторов, в том числе из-за снижения темпов наращивания нашей пользовательской базы", — так прокомментировали отчет в Twitter.
В марте стало известно, что руководство соцсети пытается удержать своих сотрудников дополнительными премиями и акциями компании. По данным источников WSJ, с осени 2015 года Twitter предлагает премии в размере от $50 тыс. до $200 тыс. при условии, что они останутся в компании еще на полгода. При этом в октябре 2015 года Джек Дорси передал своим сотрудникам пакет акций компании размером 1%.
Улучшить финансовые показатели не смогли даже инвестиции в успешные стартапы. В 2013 году Twitter Inc запустила мобильное приложение для создания коротких видеороликов Vine, а в 2015 году — сервис для трансляции потокового видео в реальном времени Periscope.
В середине прошлого года Джек Дорси занял должность главного исполнительного директора корпорации и сделал сразу несколько заметных изменений в работе соцсети. В Twitter появился аналог агрегатора новостей Moments, опросы, звездочки заменили "сердечки" и "лайки", соцсеть отказалась от обратного хронологического порядка формирования новостной ленты.
Однако реформы Дорси пока не остановили падение стоимости акций компании. Как отмечалось в блоге Twitter в ответ на отчет об убытках, в будущем выручка сервиса будет зависеть, в частности, от способности соцсети привлечь новых пользователей и высокой конкурентоспособности проекта. Каким образом эти цели будут достигнуты, компания не сообщает.