Как компании защитить в суде свое фирменное название

Управляющий СПб филиала "Хренов и партнеры" Ирина Серова — о том, как компании защитить в суде свое фирменное название.

Закон закрепил право юрлица на фирменное наименование — в том числе на указание его в Интернете. По Гражданскому кодексу, право на фирменное наименование возникает со дня госрегистрации юрлица и прекращается в момент исключения его из ЕГРЮЛ либо переименования. Но область защиты этих прав урегулирована настолько слабо, что каждый конкретный случай рассматривается судами как уникальный прецедент. Поэтому сегодня доказывание самого наличия исключительного права и его нарушения стало интересной творческой задачей для адвокатов.
Когда две фирмы спорят между собой из–за фирменных наименований, тождественных или сходных до степени смешения, преимущество имеет та из них, которая создана раньше. А для признания наименований фирм и производимых ими товаров и услуг сходными до степени смешения, по мнению судов, рассматривающих такие споры, достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков в глазах потребителя. Как разъяснил президиум Высшего арбитражного суда еще в 2007 году, для признания факта сходства фирменных наименований не нужна экспертиза: судья может установить этот факт и сам.
Исследовать же судам при разрешении подобных споров следует другой вопрос: возможно ли в результате сходства двух наименований введение потребителя или контрагента в заблуждение? А заявитель, подавая иск о защите исключительных прав, должен доказать также, что использование принадлежащих ему средств индивидуализации (например, в доменном имени интернет–сайта) влечет причинение ему материального ущерба, например в виде неполучения дополнительной выручки от продвижения своих товаров и услуг.
Ответчик, возражая, может доказать отсутствие его вины в нарушении интеллектуальных прав истца, но это не освободит его от обязанности прекратить нарушение, а также не исключит применение в отношении него мер, направленных на защиту таких прав.
Более того, нарушителем права на фирменное наименование в Интернете может быть признано лицо, не только не являющееся конкурентом истца на рынке, но и вообще не занимающееся предпринимательской деятельностью. Например, администратор сайта. В соответствии с правилами регистрации доменных имен в домене.RU и РФ, утвержденными координационным центром в 2012 году, пользователь самостоятельно выбирает доменное имя и несет ответственность за возможные нарушения прав третьих лиц, связанные с выбором и использованием доменного имени, а также несет риск убытков, связанных с такими нарушениями.
Следует иметь в виду, что помимо иска о взыскании компенсации с нарушителя в арбитражном суде для него предусмотрена и административная ответственность, по сути, за то же самое нарушение. При этом существует практика, когда заявитель, опираясь на уже вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности, был освобожден от доказывания факта незаконного использования принадлежащих ему средств индивидуализации.