Международные автоперевозчики Северо-Запада сократили обороты на 30%

Спрос на услуги международных автоперевозчиков Северо-Запада сократился на 30%. Предприниматели рассчитывают компенсировать потери, вписавшись в перевозки по транзитному коридору "Западная Европа — Западный Китай", который пройдет через Петербург.

Российские автоперевозчики в 2015 году пересекали сухопутную границу РФ на Северо-Западе 145 тыс. раз, а в 2014 году — 206 тыс. раз. Такие данные привел Александр Дацюк, руководитель Северо-Западного филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) на региональной конференции ассоциации.
Причем иностранные перевозчики пересекли российскую границу в 2015 году 44 тыс. раз против 50 тыс. в 2014-м, то есть на 12% меньше.
Александр Дацюк отметил, что логистика в прошлом году изменилась: перевозки на Финляндию сокращались, а в направлении стран Балтии росли. Это связано, по словам эксперта, с переориентацией грузопотоков с финляндских портов на порты Петербурга, Ленобласти, Прибалтики. Больше грузов стало приходить в Россию через Белоруссию.
Выигрывают от этих изменений перевозчики Псковской области. Там международные транспортные компании в погоне за спросом наращивают подвижной состав, в то время как их коллеги в других областях Северо-Запада выставляют на продажу свои автомобили. Так, по итогам 2015 года парк автомобилей псковских международных перевозчиков впервые превысил парк машин транспортников Ленобласти (1176 единиц против 977).  Участники рынка из Ленобласти из-за снижения спроса сократили подвижной состав на 394 автомобиля — это в 1,5 раза больше, чем то, насколько сократили парк перевозчики из других регионов Северо-Запада.
Сами предприниматели объясняют сокращение объемов перевозок снижением импорта. Экспорт, конечно, растет, говорят они, но Россия экспортирует в основном товары, которые грузовиками не транспортируются, — нефть, газ, уголь. Поэтому растущий экспорт не компенсирует перевозчикам потерю импорта. Светлана Воронцова, первый вице-президент группы компаний "Транспортная интеграция", полагает, что проект транзитного коридора "Западная Европа — Западный Китай", который проходит по Северо-Западу до границы с Белоруссией, сулит нашим перевозчикам хорошие обороты — грузопоток по этому пути с лихвой компенсирует объемы, потерянные на Финляндии. Нужно только научиться ждать. Общая протяженность маршрута от порта Ляньюньган до Петербурга — 8445 км. "Автомагистраль такой протяженности будут строить вечность. И как еще нам подхватить груз, если товар, который будет курсировать по этому коридору, будет отгружаться из логистических центров, расположенных за пределами России? Китайцы коридор, возможно, построят, но мы по нему мало что повезем", — говорит один из перевозчиков.
Ситуация с польскими разрешениями задела Северо-Западных перевозчиков по касательной — они почти не ездят через Польшу — это прерогатива компаний из Центрального федерального округа. Зато автоматизированная система сбора средств с грузовиков тяжелее 12 тонн за проезд по федеральным трассам "Платон" затронула и местных предпринимателей. Они не упустили возможность высказать представителю "Платона" все нехорошее, что они думаю о системе.
Тот в долгу не остался. По его словам, с момента запуска системы международные перевозчики проехали по федеральным трассам 50 млн км и должны были заплатить 76 млн рублей, но "Платон" пока получил только 5 млн рублей. "Есть одна удивительная компания, у которой из 378 маршрутных карт 377 отменено и только одна оплачена", — привел пример представитель "Платона".
Перевозчики долго аплодировали находчивому коллеге, осознавая, что с каждым днем "Платон" совершенствуется и вскоре придется выбирать: платить за проезд или платить штраф. Стоит отметить, что большинство перевозчиков уже сделали выбор в пользу "Платона".