Уважаемый читатель,
в этом месяце Вы исчерпали лимит статей, доступных без регистрации.

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь:

Уже есть аккаунт в социальных сетях? Войдите через:

Сразу после регистрации Вы сможете
перейти к чтению статьи.

Уже зарегистрированы? Войти

Уважаемый читатель,
Вы выбрали опцию "Заплатить 500 рублей и продолжить чтение в течение 30 дней". Вы можете:
Уважаемый читатель,
В этом месяце Вы уже просмотрели 13 материалов, доступных без подписки. Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, оформите подписку.
Максим Васюков maxim.vasujkov@dp.ru Все статьи автора
15 марта 2016, 10:28

Как петербургский миллиардер Дмитрий Михальченко строил свой бизнес

Фото: Сергей Коньков

Дмитрий Михальченко, владелец холдинга "Форум", в своем первом интервью "ДП" рассказывает о том, как одновременно строить порт, управлять ресторанами и прядильно–ниточным комбинатом, реконструировать БДТ и Цирк на Фонтанке и производить оборудование для "Газпрома".

Порт Бронка: на каком этапе находится проект и какие задачи решаете сейчас?

Кому перешел дорогу совладелец ХК "Форум" Дмитрий Михальченко: главные версии

Кому перешел дорогу совладелец ХК "Форум" Дмитрий Михальченко: главные версии

12305
Павел Горошков, Александр Сологуб

— Порт работает, введена в эксплуатацию первая очередь, в конце года — начале следующего будет и вторая. Это уникальный проект с очень хорошей транспортной логистикой. Плюс глубоководный канал, позволяющий принимать крупнотоннажные суда. Бронка является частью Большого порта Санкт–Петербург. Пропускная способность — 1,9 млн TEUS и 260 тыс. накатных грузов. Мы будем выходить на эти цифры с учетом экономических реалий постепенно. Привлекаем серьезных специалистов. Так, заместителем генерального директора назначен Штефан Уилкинс — это профессионал с большим опытом работы в порту Гамбурга, ставящий цели и задачи по логистике, которой нет сегодня в России.

С железной дорогой долгое время был непростой вопрос…

— Почему неожиданность для многих, что у нас есть железная дорога? ОАО "РЖД" построило сортировочную станцию Лужская и разгрузило наше направление. Теперь 3,6 млн т готовы возить в Бронку, и на 3–4 года этого вполне достаточно.

А сколько бы хотелось?

— Начнем увеличивать до 8 млн т в год. Дальняя перспектива — 18 млн т. "Ленгипротранс" уже занимается проектированием.

Андрей Бельянинов, глава таможенной службы, направил губернатору Георгию Полтавченко письмо о намерении закрепить за таможенным постом Бронка и Усть–Лужским таможенным постом полномочия по проведению документального таможенного контроля. Каково ваше отношение к данной ситуации?

— Поддерживаю. Создание центра электронного декларирования позволит иметь единую прозрачную экономическую политику в масштабе всей Балтийской таможни и создаст условия для ускорения выпуска товаров.

Глава холдинга "Форум" Дмитрий Михальченко задержан в Москве

Глава холдинга "Форум" Дмитрий Михальченко задержан в Москве

1893
dp.ru

Из–за отсутствия непосредственного контакта между коммерсантами и сотрудниками таможни будут исключены различные виды нарушений при оформлении грузов. Индекс таможенной стоимости будет одинаковым для всех участников внешнеэкономической деятельности. Ведь сегодня одну и ту же партию товара на разных постах можно оформить с ценовой разницей в 3 раза!

Грузопоток будете перехватывать у портов нашего региона — Усть–Луги и Большого порта — или все–таки у портов Прибалтики и Финляндии?

— Естественно, будем бороться и за финские, и за прибалтийские грузы, для этого в целом Бронка и строилась.

У нас серьезные преимущества — удобная акватория, образцовый сервис, контейнеровозам–десятитысячникам не нужна промежуточная перегрузка на фидерные суда в Европе, большая территория хранения… Опять же из центра Петербурга тяжеловозам сложно выехать, а на Бронке такой проблемы нет — рядом кольцевая… Так что будем конкурировать со всеми.

Демпинговать будете?

— Будем считать. Если понадобится, чтобы перенаправить масштабные грузопотоки, почему бы и нет?

Порт строится по схеме государственно–частного партнерства. Какую задачу решает в этом проекте государство и какую вы как предприниматель?

— Страна получает современный глубоководный порт на Балтике. Государство участвует в строительстве транспортных подходов и морского канала. И акватория является федеральной собственностью, как, в общем–то, во всем мире принято.

А мы построили терминал общей площадью порядка 120 га (из них более 90 га — искусственный земельный участок) с причалами общей длиной 1220 м, провели инженерные сети, ввели очистные сооружения, приобрели и смонтировали оборудование, лучшее в Европе и уникальное для России. И продолжаем наращивать мощности.

Сейчас покупаем уже второй кран грузоподъемностью 302 т! Чтобы обрабатывать крупнотоннажные грузы у нас, а не в зарубежье. На каждый государственный рубль вкладываем 4 своих. Окупаемость же госинвестиций на Бронке достаточно короткая — за счет портовых сборов и налогов — 8–9 лет.

Как вы распределяете свое время между разными бизнесами: рестораны, строительство, управление торговой недвижимостью, прядильно–ниточный комбинат? Какому бизнесу уделяете большую часть времени?

— Каждый проект — как ребенок в семье, нельзя кому–то уделять времени много, а кому–то мало. Столько, сколько нужно. Есть сложные, есть более простые бизнесы.

Вот, например, прядильно–ниточный комбинат (ПНК) — достаточно сложный, на мой взгляд, и интересный проект. Ведь ПНК — единственное предприятие в отечественной ниточной отрасли с полным циклом. Мы смогли его сохранить и сейчас развиваем. Так, в ближайших планах запуск производства полиэфирных армирующих сеток для автодорог. Ведем переговоры с Минпромом, и город нам помогает. На импортозамещение взят курс, и мы в этом процессе.

В холдинг " Форум " входит еще и завод "Измерон". Там выпускают нефтегазовое скважное оборудование. Мы смогли составить конкуренцию таким известным маркам, как Schlumberger и Baker Hughes! И "Газпром" сегодня 80% скважного оборудования покупает у "Измерона".

Почему, когда вы начинали развивать эту территорию, было принято решение оставить ПНК здесь? Очевидно же, что были другие варианты использования этого места: организовать бизнес–центр, к примеру, рядом со Смольным, напротив башни "Газпрома", строительство в те времена еще планировалось на Охте.

— Тогда закрыть подобное предприятие было гораздо проще, чем сохранить. Но время подтвердило, что мы поступили правильно. И теперь комбинат перешел на круглосуточный график, включая выходные. Настолько нужна его продукция. Годовой оборот уже достиг 10 млрд рублей.

А сейчас ПНК больше бизнес или все–таки увлечение?

— Все, чем мы занимаемся, — это бизнес. Каждый бизнесмен работает по–своему. Кто–то открывает ресторан и хочет окупить его за год, другой за три, а мы можем позволить себе ждать 7–8 лет. Потому что понимаем — в ресторане должна быть хорошая вентиляция, профессиональный повар, качественные продукты…

Быстро окупить — значит использовать усилители вкуса и некачественные продукты, экономить на атмосфере, оборудовании, персонале… Мы по другому пути идем. Я считаю так: делай хорошо, плохо само получится.

Лучше получать от бизнеса удовольствие, чем хранить деньги в банке. Я и получаю удовольствие. И мне нравится, когда гостям хорошо. Зарплата стоящего повара–профессионала — 5–10 тыс. евро. Увы, отечественные в подавляющем большинстве — ремесленники, а европейские — с традициями и всегда держат уровень. Мы их и приглашаем, поднимаем планку высоко, и мне не стыдно за то, что делаем.

Получается, что серьезная доля расходов в вашем ресторанном бизнесе номинирована в евро: дорогие продукты, дорогой персонал. Трафик в ресторанах верхнего ценового сегмента упал в нынешних условиях?

— Конечно, но не могу сказать, что он упал значительно. Многие чувствуют себя недостаточно уверенно, средний чек сократился, гости стали меньше заказывать элитного вина и чаще — крепкий алкоголь. Но большого оттока нет.

Каков ваш прогноз по поводу сроков выхода из нынешнего кризиса?

— Нельзя сказать однозначно — это зависит от многих факторов. В том числе и от действий правительства, и от того, как будет реагировать народ. Что же касается нас… В холдинге нет сокращений, и мы смогли проиндексировать зарплату. Сотрудникам, а не топ–менеджерам. Понимаем, насколько это важно. Что зависит от нас, будем делать с максимальной отдачей.

Вы согласны с тем, что производительность труда — это беда российской экономики?

— В любом сегменте — как в ресторанном бизнесе, так и в другом, очень сложно это сделать. Нужны профессиональные кадры, а проблему с их подготовкой не решить за один день. В некоторых сферах ее не решить даже за несколько поколений.

К сожалению, об этом порой забывали… интегрировались в Европу, к американцам "с душой нараспашку"… А я всегда считал, что заокеанские бизнесмены далеко не во всем большие нам друзья. И то, что сегодня происходит, — это холодный душ, урок и нам, и западноевропейским нашим партнерам. Надеюсь, он будет усвоен вовремя.

Но ситуация сейчас действительно сложная, особенно с банками. Мы много потеряли денег: в НОТА–банке, в "Российском кредите"… И как же так Центробанк проверял, давал им первые категории надежности, а потом они вдруг становятся банкротами и банкиры убегают с деньгами? Это мне непонятно.

А действия Центробанка, который держит ставку на таком высоком уровне, вы как оцениваете?

— Считаю абсолютно адекватными. Эта мера очень грамотно просчитана. Если бизнес хочет добиваться успехов, то надо работать и искать варианты. Мы на Бронку попросили государственной поддержки и получили 8 млрд под 11,5% под госгарантии. Спасибо губернатору, для нас это большая подушка безопасности, и мы чувствуем себя уверенно.

В холдинге есть такое направление бизнеса, как управление торговой недвижимостью на вокзалах, которые вы приводили в порядок еще к 300–летию Петербурга. Будете ли продолжать этот бизнес, довольны ли вы сотрудничеством с РЖД?

— Я могу сказать только слова благодарности РЖД, но начинался этот бизнес непросто. Когда мы пришли на вокзалы, там такое творилось… На одном Московском — за сотню ларьков. И за каждой лавкой стоял либо чиновник, либо криминальные какие–то элементы. Теперь это в прошлом, конечно же. Сейчас мы продлили договоры аренды и ждем проекта реконструкции вокзалов. Когда он появится, примем решение, стоит ли участвовать в конкурсах.

С недавнего времени "Форум" занимается еще и строительным бизнесом, причем у вас есть как собственный девелоперский проект в сфере жилой недвижимости, так и большие проекты подрядного строительства по госконтрактам: БДТ, Цирк на Фонтанке. Планируете ли развивать строительство и дальше?

— У нас сильная команда строителей и профессиональный коллектив реставраторов. Считаю, все работы они выполняют достойно. И если будут проводиться конкурсы, мы, конечно, примем в них участие. И девелоперские проекты ведем, и автодорогами занимаемся. Сейчас в холдинге оборот фирм строительного направления — около 50 млрд рублей.

Вы много сделали для оптимизации взаимодействия государства и населения. Единый центр документов действительно упростил жизнь горожанам. Можно ли сделать еще какие–то шаги в этом направлении?

— Идея, по–моему, действительно здравая. Мы собрали наиболее сильных по направлениям профессионалов, которые способны быстро и качественно оказывать услуги населению. Оборудовали площадки и постоянно стараемся услуги эти улучшать.

В результате проект ЕЦД был поддержан на высоком уровне. Его распространили в других российских регионах. К нам десятки делегаций приезжали, даже финны. При этом мы не привлекали федеральные деньги, это были наши риски. Так, до переезда к нам ФРС размещалась на 7 тыс. м2, здесь же у них 14 тыс. м2 площадей. Создали все условия для работы с архивами, что сразу дало совершенно другое качество. То же самое касается и других госуслуг, список которых в ЕЦД постоянно растет.

Что было вашим первым предпринимательским опытом?

— Когда оканчивал техникум морского приборостроения, то вокруг торговали все и практически всем. И мы еще студентами решили попробовать заняться тем же — отправились по регионам искать, что где дешевле. Тогда и приехал на Великолукский мясокомбинат. Сначала просто закупал колбасы, а потом мне предложили должность коммерческого директора.

С сырьем тогда в России начались проблемы, и мы открыли от комбината фирму на Украине. Потом и там цены подскочили, а качество стало — даже вспоминать не хочу! Переключились на дальнее зарубежье. Так за 7 лет и стал одним из акционеров этого комбината. А это управленческая школа уже другого уровня.

Хотелось двигаться дальше, и я продал свой пакет Владимиру Подвальному и решил попробовать себя в других бизнесах, благо уже были надежные партнеры… Вот так все и начиналось…

Какие планы на ближайшие годы?

— Продолжать развитие Бронки, запустить новые направления прядильно–ниточного комбината, увеличить производство на заводе "Измерон", приступить к строительству контейнерного терминала в Тамани… Планов много, и они все реальны — будем работать.

> Оценка состояния (согласно рейтингу миллиардеров "ДП" за 2015 год) подразумевает стоимость бизнеса без учета долговой нагрузки. Также при оценке не учитывалось личное имущество.

Ночью ФСБ пришла в компанию "Балстрой", которая входит в "Форум", с обысками. Как это прокомментировали в холдинге, читайте по ссылке.

Другие статьи по темам

Показать комментарии
Комментарии:
To:
Новости партнеров
Реклама
Рецензия на киноАренда недвижимостиАвтодилерыКультураОблигацииРецензияСанкт-ПетербургРестораны и клубыПулковоИнфраструктураХоккейРетейлТест-драйвЗапрет хостеловАвиакомпания РоссияАвторская колонкаБизнесГосзаказыАрбитражПремиитеннисКоммерческая недвижимостьИнтервьюОтставки и назначенияОбществоФраншизаСанацияАвтомобильный обзорТорговляСексАвтомобилистыБугрыФутболИнтарсияПищевая промышленностьСвое делоСтартапыКиноГостендерыМинобороныСтроительствоВыборы-2016ПроизводствоСделкаБанкротствоДолгNEXTОбразованиеПродажа бизнесаОтставкаВсеволожский районЕдаПетербургский малый бизнесФинансыФутбольный клуб ЗЕНИТМосковская биржаШнобелевская премияРейтингНовостиОбзорГородская хроникаНедвижимостьРасследования ДПСколковоЯндексЗапрет на полеты в ЕгипетШойгу СергейГрозный обзорЛенобластьСубсидииКИОПромышленностьИнвестицииПолитикаАвиацияМуниципальное жильеЖилая недвижимостьСудостроениеЭкономическая политикаСудебные спорыНовости СПбСпортМодернизацияТуризмТеатрРасследование Все теги
Основные рубрики ежедневной газеты "Деловой Петербург"
Бизнес-новости дня: Санкт-Петербург и Ленобласть, комментарии экспертов, заявления городских политиков, прогнозы развития событий. Финансовые новости (экономика, биржи, банки, ипотека, новости трейдинга, котировки валют, котировки акций). Рынок недвижимости в Спб, новости коммерческой недвижимости и строительства в Петербурге. Промышленный Санкт-Петербург, малый бизнес и предпринимательство в Спб, компании Петербурга, импорт, экспорт, экономическое развитие Петербурга и Ленобласти. Сделки, арбитражные споры, слияния, банкротства в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Политика в мире: конфликты, кризисы, переговоры, саммиты, международная дипломатия. Политика в России. Городские новости. Дороги Санкт-Петербурга. Интервью с петербуржцами, репортажи, события. Семинары и конференции для деловых людей.