Как за пять шагов открыть в Петербурге фитнес-клуб

Автор фото: Сергей Коньков

Предприниматель Александр Мулякаев и гендиректор компании "АРИН" Андрей Тетыш открыли два фитнес–клуба с электромиостимуляторами. За год они планируют по франшизе запустить сеть из более чем 30 точек в Петербурге и других регионах.

Идею бизнеса Александр Мулякаев фактически привез из отпуска. Он рассказывает, что во многих европейских странах небольшие фитнес–центры "у дома" с электрическими тренажерами для стимуляции мышц давно стали привычными. Новинкой они были около 5–7 лет назад, затем пережили пик популярности и теперь занимают стабильную долю рынка фитнес–услуг (по разным оценкам, от 5 до 15–20%).
Принцип работы таких тренажеров — электромиостимуляция, то есть слабые разряды тока, которые тренажер посылает в мышцы. Оборудование представляет собой стойку с панелью управления, к которой подключается специальный костюм, который буквально бьет клиента током во время занятий. Само занятие похоже на обыкновенную зарядку — приседания, отжимания — но, как уверяют учредители клуба, ток делает тренировку в разы эффективнее.

Ставка на аудиторию

В Петербурге Александр Мулякаев уже несколько лет владел двумя коммерческими помещениями (на Пионерской ул. и Выборгском шоссе), которые он купил на доходы от бизнеса по производству стеклянных и металлических конструкций, чтобы сохранить деньги. "Мы долго думали, что открыть: не хотелось управлять рестораном или магазином, которых и так много, а эта технология мне показалась очень интересной", — говорит предприниматель. ООО "ЕМС ФИТНЕСС" он открыл вместе с партнером — гендиректором компании "АРИН" Андреем Тетышем.
В запуск двух студий под брендом S&I fitness несколько месяцев назад они вложили собственные деньги. Для своих будущих франчайзи предприниматели рассчитали стартовый капитал примерно в 2,5 млн рублей (см. "Фитнес за пять шагов"), но, как рассказывает Александр Мулякаев, сами учредители на первую студию потратили значительно больше, несмотря на то что за аренду платить было не нужно. Средства пошли в основном на ремонт помещения, разработку дизайн–проекта, который теперь собираются тиражировать в студиях франчайзи, и др.
"Но на второй центр затраты были уже гораздо ниже", — говорит совладелец компании.

Кризис не пугает

Операционные расходы студии с одним тренажером — 300 тыс. рублей в месяц (чуть больше трети уходит на зарплаты тренеров и администраторов, еще треть — на аренду помещения и хозяйственные расходы: покупку средств для стирки и уборки, коммунальные платежи и др.). При 420 тренировках в месяц, которые продолжаются 20 минут каждая (это примерно половинная загрузка), выручка центра составляет 525 тыс. рублей.
Он добавляет, что проект сразу готовился под франшизу — ее будут продавать в основном в регионах, и за год учредители рассчитывают открыть таким образом около 30 центров. "Мы не боимся кризиса, потому что четко видим свою аудиторию: это, например, занятые люди, у которых не хватает времени добираться до обычного фитнес–центра и тренироваться час–два. Или молодые мамы, которые хотят прийти в форму, но времени у них не много; наша тренировка длится всего 20 минут", — рассказывает Александр Мулякаев.
Продавать будут и отдельно сам тренажер — компания является его дистрибьютором в России, импортируют тренажеры из Испании. В качестве покупателей рассчитывают на салоны красоты, велнес–центры и др.: миостимуляцию применяют, например, в физиотерапии для восстановления после травм. "Например, в тонус–клубах посетителям часто становится просто скучно: там стоят одни и те же тренажеры, клиенты — в основном женщины в возрасте, — рассуждает Александр Мулякаев. — А новый тренажер мог бы помочь такому клубу привлечь молодежь, разнообразить предложение".

Цена или новизна

В Петербурге более 400 фитнес–клубов, объем рынка оценивают примерно в 3 млрд рублей.
Участники рынка отмечают, что несколько лет рынок рос на 25–30%, а в 2015 году темпы замедлились до 10%. В кризис петербуржцы менее охотно тратят деньги на занятия спортом.
Участники рынка считают его насыщенным, но новые игроки по–прежнему выходят в Петербург, а опытные — расширяют сети. Например, в городе открывается клуб Dr.LODER, готовится к открытию Sculptors, Fitness House за год открыл две новые точки. В итоге конкурентная борьба становится все более жесткой
Ольга Киселева, руководитель сети фитнес–клубов World Gym в России, рассказывает, что в кризис крупные клубы имеют больший запас прочности и возможность играть ценой, им легче дается демпинг. У небольших клубов поле для маневра существенно меньше. Поэтому возникает отток клиентов из небольших клубов "у дома" в крупные многофункциональные: цена практически одна и та же, а спектр услуг у большого проекта шире.
"Ценовая конкуренция для студийных проектов — гибельный путь. Это низкомаржинальный бизнес, и задел по прибыльности у таких студий небольшой, — рассуждает Ольга Киселева. — Есть, как всегда, два пути: сокращение расходов (не прибыли, а себестоимости услуги, то есть экономия на тренерах или, например, проведение программ с виртуальным тренером) и увеличение доходов формированием новых продуктов, новых видов тренировок, которые смогут привлечь дополнительных потребителей".