Предприниматели рассказали о главных проблемах системы "Платон"

Автор фото: РИА Новости

Спустя 4 месяца после запуска системы "Платон" предприниматели собрались в редакции "ДП", чтобы обсудить проблемы, возникшие в результате эксплуатации этой системы, и найти пути их решения.

В ноябре 2015 года в России заработала автоматизированная система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков тяжелее 12 т — "Платон". Ее запуск спровоцировал многочисленные акции протеста дальнобойщиков. Под их давлением правительство РФ пошло на уступки: заморозило на неопределенный срок тариф на отметке 1,53 рубля за 1 км, кардинально снизило штрафы с перевозчиков за неоплату проезда до 5–10 тыс. рублей.
Но у предпринимателей еще остается много вопросов. Как система повысит безопасность и комфорт передвижения по федеральным дорогам? Можно ли реально построить новые дороги, реконструировать старые на собранные средства? Насколько экономически оправдан запуск "Платона", если концессионер ООО "РТ–инвест транспортные системы" (РТИТС), совладельцем которого является Игорь Ротенберг — сын Аркадия Ротенберга, друга президента РФ Владимира Путина, ежегодно будет получать по 10,6 млрд рублей на содержание этой системы? А собирает она сейчас ненамного больше. Некоторые перевозчики не торопятся регистрироваться в системе. А надзорные органы не располагают инструментами для наказания предпринимателей.
В системе "Платон" зарегистрировано 86% всех юридических лиц (3790 компаний), владеющих транспортными средствами массой свыше 12 т в Петербурге и Ленинградской области. Заявки на получение бортовых устройств подали 4480 петербургских и областных компаний. Все заявки обеспечены устройствами, они есть на складе. Мы выдаем в среднем по 280–300 устройств в день. К 15 апреля рассчитываем обеспечить аппаратурой всех желающих. Часть грузоперевозчиков ни разу не подключала устройства, полученные еще в ноябре 2015 года. Пользователи, которые в течение 2 месяцев не активировали бортовые устройства, получили уведомления о необходимости подключить или вернуть оборудование. По договору безвозмездного пользования бортовым устройством пользователь обязан установить и включить полученное устройство до начала движения по федеральным дорогам. С теми грузоперевозчиками, которые после уведомления не установят или не вернут полученные устройства, оператор системы расторгнет договор безвозмездного пользования бортовым устройством, дистанционно отключив его. Не все компании пока хотят регистрироваться в системе и получать бортовые устройства. В некоторых регионах до 20% автовладельцев отказываются от них. Продолжают работать по маршрутным картам. Видимо, потому, что бортовые устройства — это инструмент, позволяющий полностью отслеживать движение транспортного средства по федеральным трассам. Наверное, эти компании надеются избежать 100%–ного возмещения вреда. Некоторые предприниматели оформляют маршрутные карты, а потом, не заметив на дороге контролирующий автомобиль "Платона", отменяют карту и возвращают себе деньги. Скоро у них такой возможности не будет. С 15 апреля разовую маршрутную карту, которую сейчас можно оформить по упрощенной схеме (без регистрации в системе), отменят. Маршрутную карту можно будет оформить только в личном кабинете после регистрации: внесения данных о перевозчике, автовладельце. Кроме того, с середины апреля можно будет оплачивать проезд не авансом, а в следующий месяц после совершения поездок. Такая возможность появится у пользователей, зарегистрированных в системе не менее 2 месяцев и не имеющих непогашенных штрафов и задолженности перед бюджетом. Только прозрачные перевозчики смогут получить вычет по транспортному налогу и компенсировать расходы по "Платону". Весь грузопоток по федеральным трассам Северо–Западного федерального округа сейчас фиксируется мобильными средствами — 17 контролирующих автомобилей. Они работают со службами Ространснадзора по выявлению нарушений среди иностранных перевозчиков. До конца лета мы планируем установить в регионе 42 рамки, которые будут в автоматическом режиме фиксировать нарушения закона. Рамки установим так, чтобы у перевозчиков не было возможности их объехать. Среди иностранных перевозчиков выявлялись нарушения только в 6% от всего потока. Сейчас мы видим, что число нарушителей сокращается. Иностранные перевозчики предоставляют все надлежащим образом заверенные и переведенные на русский язык документы о своей компании. После этого регистрируются в системе, вносят обеспечительный платеж, так как получают бортовое устройство — имущество РФ. Для иностранцев процедура получается чуть сложнее, чем для российских перевозчиков. Наиболее активно регистрируются белорусские, литовские перевозчики. С момента запуска системы собрано более 4 млрд рублей. Собранные средства пойдут на строительство объектов транспортной инфраструктуры. Например, Ленобласть надеется получить средства на строительство моста.
Евгений Пепеляев
руководитель Северо–Западного обособленного подразделения ООО «РТИТС»
Правами составлять протоколы и рассматривать административные дела по статье 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невнесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам) наделили полицию и Ространснадзор. Протоколы по этой статье могут составлять только сотрудники Госавтоинспекции. И не простые сотрудники, а только работники центров автоматической фотофиксации. То есть полиция может составлять протоколы и выносить постановления по данным нарушениям, только выявленным в автоматическом режиме без контакта с водителем. Так же как и по скорости. Камера выявляет нарушение. Инспектор с водителями и собственниками транспортных средств не контактирует. Что мы имеем на сегодняшний день? Чтобы выявлять подобные правонарушения, нужны приборы фотофиксации. Таких камер на балансе полиции в Петербурге нет. Для того чтобы информация попадала к нам, нужны каналы связи. На сегодняшний день таких каналов связи в Петербурге и Ленобласти нет. Чтобы выносить постановления, нужно программное обеспечение. Его нет. Как только будут решены эти вопросы: камеры, каналы связи, программное обеспечение, — мы приступим к вынесению постановлений. Проводится эксперимент в Московской области. Там центр фотофиксации в тестовом режиме выносил постановления по данной статье. Но пока они прекратили свою деятельность. Вынесли определенное количество постановлений и сейчас смотрят на недоработки системы. В ближайшие 2 месяца ситуация точно не изменится, но мы надеемся, что в этом году у нас появится все необходимое оборудование для вынесения постановлений.
Дмитрий Василенко
начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД по Петербургу и Ленобласти
С конца прошлого года штрафуем иностранных перевозчиков, а сейчас начинаем штрафовать и российских. СЗ МУГАДН заключил с оператором "Платона" соглашение о совместной работе на постах, которые принадлежат нашему управлению. Останавливаем транспортное средство для проведения транспортного контроля. Сейчас я говорю про международные перевозки. Проводим все процедуры. Запрашиваем у сотрудников "Платона", есть ли на данное транспортное средство оплата или нет. В течение 2 минут получаем от них информацию. И если оплаты нет, то штрафуем водителя по статье 12.21.3 на 5 тыс. рублей. Статья не судебная. Инспектор на линии выносит постановление и протокол. Транспортное средство задерживается: ставится на спецстоянку или блокируется на дороге. Водитель оплачивает штраф, проезд по федеральной трассе. После предъявления документов об оплате транспортное средство выпускается. Недавно начали привлекать российских перевозчиков за неоплату "Платона". Но тут есть нюансы. За иностранное транспортное средство водитель несет ответственность и оплачивает штраф. А за российское транспортное средство платит его владелец, а не водитель. По российским транспортным средствам мы сейчас работаем с теми, кто нарушил, например, весогабаритные параметры. Параллельно с этим возбуждаем в отношении собственника грузовика дело по статье за "Платон". Два случая по российским перевозчикам уже есть. Российские транспортные средства, которые идут по дорогам без нарушений, пока еще не штрафовали. Мы не можем просто так привлечь по статье 12.21.3. Но мы можем остановить любое транспортное средство и провести весовой, транспортный контроль. Выявить нарушения. Если их нет, то машина едет дальше, а если есть, то принимаем соответствующие меры и заодно штрафуем за "Платон".
Дмитрий Севастьянов
начальник отдела контроля международных перевозок Северо–Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (СЗ МУГАДН)
Непонятно, на каком основании Ространснадзор проверяет грузовики. В ПДД не написано, что я обязан останавливаться по требованию инспектора Ространснадзора.
Юрий Бубнов
Дальнобойщик
В ПДД не написано, что водитель должен останавливаться по требованию инспектора Ространснадзора. Но в прошлом году внесены поправки в 257–й федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", и, согласно поправкам, нам дали полномочия на остановку транспортного средства, а изменения в ПДД еще не внесли. Если водитель не остановится, то мы проведем запрос через ГИБДД по транспортному средству. В рамках административного расследования за невыполнение законного требования инспектора. Дальше будет рассмотрен вопрос о привлечении водителя к ответственности за то, что он не остановился.
Дмитрий Севастьянов
начальник отдела контроля международных перевозок Северо–Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (СЗ МУГАДН)
Изначально "Платон" задумывался как система учета и контроля движения транспорта. Такая идея меня очень радовала. Думал, появится система управления транспортными потоками, будут создавать удобства, которые должны быть на федеральных трассах. Такая система на наших дорогах, которые превращены в кладбище, нужна. "У вас нет желания после публикации статистики погибших на дорогах уйти в отставку?" — спрашивал как–то давно у Виктора Кирьянова (заместитель министра внутренних дел РФ по безопасности на транспорте. — Ред.). Мы каждый год на дорогах теряем полноценную армию времен Второй мировой войны. Причем здоровых, нормальных людей. Контроль нужен. Для меня печаль заключается в том, что в ходе обсуждения "Платона" ушли от двух основных принципов: контроля и распределения потоков. Осталась только функция сбора денег. В Германии что–то очень похожее на "Платон" было сделано. Но очень быстро отказались от этой идеи. И создали систему, главная цель которой — помочь водителю. В результате дороги стали безопаснее и управляемее. Мне кажется циничным тезис: "Платон" зарабатывает деньги на строительство дорог. У нас всего 3% федеральных дорог. Я представляю, как эти теоретики считали. Помножили количество грузовиков на тариф. Сумасшедшие деньги получились. Но никто не посмотрел, что многие из 1,5 млн зарегистрированных грузовиков — это индивидуальные предприниматели. По–моему, перед ними шляпу надо снять. Они многие проблемы государства взяли на себя, например, по социальному обеспечению. Мне не нравится в последнее время неконструктивный разговор между властью и бизнесом. Бизнес — это не жулики. Власть — не сатрапы. И здесь можно по-всякому описывать ту деятельность, которую чиновникам приходится делать. Но у них выбора нет: либо делают, либо сядут в тюрьму. Но и, с другой стороны, перевозчики — это люди, особенно индивидуальные предприниматели, которые купили автомобили на свои средства. Возят грузы от колхоза до рынка. На что не согласится ни одна крупная компания. Этим людям надо объяснить, за что и почему они должны платить. Объяснение: есть закон, и его надо исполнять — плохое объяснение.
Руслан Кисс
директор НП «ПРОВЭД»
Протесты дальнобойщиков против "Платона" основаны на нежелании регистрироваться где–либо вообще. 90% протестующих дальнобойщиков — это водители–индивидуалы. Мы проверяли дальнобойщиков, участвующих в акциях протеста. Большинство из них нигде не зарегистрированы. Хотя согласно 294–му федеральному закону, который действует с 2009 года, все предприниматели, осуществляющие деятельность на автомобильном транспорте, должны были уведомить органы транспортного надзора о начале предпринимательской деятельности. Раз в 5 лет проходить аттестацию по повышению квалификации. Но многие этого не делают. Они все нарушители. Попади они в "Платон", мы к ним придем и скажем, что они не зарегистрированы у нас, а это штраф до 30 тыс. рублей. А что значит попасть в реестр Ространснадзора? Это значит раз в 3 года проходить проверки.
Валерий Иванов
заместитель начальника СЗ МУГАДН
У меня нет аллергии на "Платон". Система работает достаточно корректно. Но есть проблема в том, что некоторые текущие вопросы решаются не так оперативно, как хотелось бы. Бортовое устройство вышло из строя — заменить его большая проблема. Хорошо бы быстрее решать вопросы, возникающие при нестандартных ситуациях. А то помидоры не ждут, они гниют. Не лишним было бы проводить просветительскую работу. Очень много непонятно в работе системы. Раньше никто, кроме сотрудников ГИБДД, не мог останавливать транспортные средства. То, что Ространснадзор может остановить и проверить, — это до сих пор для многих большая новость. Ространснадзор может спокойно махнуть палкой. Как выглядят инспекторы Ространснадзора, во что одеты, какой у них жезл? Государственная функция не только в наказании и указании, но и в обучении.
Андрей Карасев
исполнительный директор ООО «Гранум»
Что можно построить за 5 млрд рублей? Какой мост? Вы говорите, "Платон" собрал уже 4 млрд рублей. К концу года наберется около 15,5 млрд рублей. Из них 10,6 млрд рублей получит оператор "Платона". Что можно построить на оставшиеся деньги?
Юрий Бубнов
Дальнобойщик