Российский стартап запустит производство роботов в Китае

Автор фото: promo-bot.ru

Китайцы заказали у российского стартапа Promobot более 100 роботов-промоутеров и выразили готовность помочь с открытием завода в КНР. Одновременно Promobot планирует  выход на рынки США и Европы. В России продукция компании уже становится популярной, ее собираются поставить на ЧМ-2018.

Производитель сервисных роботов, резидент фонда "Сколково" Promobot подписал контракт с китайской Keysi Microelectronics на поставку четырех роботов-промоутеров в этом году и еще 100 роботов до конца 2017 года. Этот стартап из Перми уже отгрузил в Китай пять машин — договор об этом был заключен в декабре на выставке Irex 2015.
Кроме того, российский производитель подписал договор, согласно которому в текущем году совместно с правительством КНР и Keysi Microelectronics планируется запустить серийное производство роботов под маркой Probot в одной из провинций Китая. По предварительной оценке представителя Promobot, ежегодно планируется выпускать не менее 1 тыс. роботов.
"Наверное, Promobot — единственная российская компания, сумевшая выйти на уровень производства и продажи сотен сервисных роботов в год, добившись также выхода на международные рынки. Это безусловный успех, особенно на фоне того, что в России продается всего 6-7 сотен промышленных роботов иностранного производства в год", — отметил глава робототехнического центра в ИТ-кластере "Сколково" Альберт Ефимов.
Российская разработка привлекла внимание китайских инвесторов на международной выставке роботов Irex в Токио. На фоне проектов конкурентов из США и Японии Promobot продемонстрировал не только высокие показатели в распознавании речи и лица, но и самую доступную цену.
"Мы показали лучшие результаты по четырем ключевым характеристикам: робот полностью автономен, наше программное обеспечение позволяет добиться высокой точности распознавания лица, он обладает уникальной лингвистической базой и плюс ко всему стоит на порядок меньше конкурентов за счет использования российский комплектующих", — пояснил соучредитель Promobot Олег Кивокурцев.
По его словам, робот на 80% состоит из отечественных комплектующих, остальные 20% — электронная начинка из Китая. Если компания начнет массовые продажи на азиатский рынок, логично будет перенести всю сборку в Китай, рассуждают в Promobot.
Олег Кивокурцев подчеркнул, что с Keysi Microelectronics достигнуто соглашение о намерениях, конкретные сроки и объем инвестиций находятся на стадии обсуждения. При этом еще не определена сумма сделки на поставку 100 роботов, поскольку необходимо согласовать комплектацию изделий для Китая. Стоимость базовой версии — $10 тыс.
Согласно предварительной договоренности о запуске производства, правительство КНР возьмет на себя поиск площадки под завод, финансирование оборудования, расходы на проживание, питание и оплату труда российского персонала. Keysi Microelectronics займется сбором и утверждением разрешительной документации, разработка и обслуживание программного обеспечения останется в головном российском офисе.
В планах Promobot — масштабная экспансия в Китай: роботов будут поставлять в банки, кинотеатры, торговые центры и другие точки, где необходимо повышать качество обслуживания клиентов. Продвижение продукта на рынке должна обеспечить Keysi Microelectronics, у которой есть связи в сфере строительства и торговли в КНР и по всему миру.
Для поставок в Китай пермскому стартапу потребовалось адаптировать робота под местный рынок и полностью переработать лингвистическую базу под китайский язык. После двух недель совместных работ российских инженеров и специалистов Keysi Microelectronics робот заговорил на базовом китайском. Команда  Promobot планирует расширять лингвистическую базу при помощи китайских коллег.
Парень напрокат
Сервисный робот представляет собой механизированного консультанта, который предназначен для работы в местах большого скопления людей. Он помогает людям с навигацией, транслирует промо-материалы и собирает контекстную информацию о посетителях. В качестве промоутера, администратора или экскурсовода он используется в торговых и бизнес-центрах, в музеях, на выставках и в кинотеатрах.
В России робот от Promobot уже пользуется популярностью — в столице. По оценке Кивокурцева, в Москве роботов на каждые выходные арендуют крупные компании и торговые центры. Аренда робота стоит в среднем 35 тыс. рублей в сутки. Так, одна из фирм-представителей Promobot за полгода заработала 1,3 млн на аренде. В России арендой роботов занимаются представители компании в шести регионах, на данный момент для этих целей используется 123 промобота.
Существующая вторая версия робота была представлена в марте прошлого года. Promobot принадлежит дизайн, механика, контроллер управления, лингвистическая база, алгоритмы самообучения. Технология распознавания лиц разработана совместно с еще одним резидентом "Сколково", компанией VisionLabs. Для распознавания речи используются, в том числе, технологии "Яндекса", Google и "Центра речевых технологий".
В 2014 году Promobot получил грант в размере 1,25 млн рублей за победу в конкурсе технологических стартапов, проходящем под эгидой Российской венчурной компании. В 2015 году Московский технологический институт инвестировал в проект 25 млн рублей в обмен на долю 30% и ограниченную партию промоботов. В феврале Promobot вошел в топ 50 российских стартапов, по версии RBTH Russian Startup Rating 2016, а соучредитель Олег Кивокурцев попал в список самых успешных предпринимателей в возрасте до 30 лет по версии европейского издания Forbes.
Робореволюция
В ближайшее десятилетие во всем мире ожидается ажиотажный спрос на роботехнику, роботизированные системы станут применяться в самых разных сферах и станут обыденностью, приводит Кивокурцев прогноз European Robotics Association. Российский стартап к буму роботехники готов, в планах компании выход на рынки США, Европы и стран БРИКС. В России Promobot рассчитывает упрочить положение на рынке сервисных услуг и представить своих роботов на ЧМ-2018 в качестве консультантов, встречающих зарубежных гостей в аэропортах страны.
Согласно прогнозу журнала The Robot Report, бурный рост в сфере автоматизированных услуг и робототехники ожидается уже в ближайшие четыре года за счет оптимизации производства и снижения цены комплектующих. При этом наиболее востребованы роботы в Китае, где к концу 2015 года насчитывалось 194 производителя автоматизированных систем.
Роботы активно разрабатываются и внедряются в США. Так, большой популярностью пользуются полуавтономные системы телеприсутствия, "дисплеи на колесиках" от американских Double Robotics и Suitable Technologies, в правоохранительных органах и охранных структурах страны используется робот-полицейский Knightscope. К слову, в Перми, где базируется Promobot, 8 лет назад презентовали российский аналог Knightscope, однако полуавтоматический "робокоп" не прижился на городских улицах.
Прямым конкурентом российского стартапа можно назвать японскую SoftBank Robotics, которая развивает целое семейство сервисных роботов: они используются в том числе в образовательных и медицинских учреждениях. В прошлом году Alibaba и Foxconn инвестировали в стартап $236 млн. Самая популярная модель SoftBank Robotics — робот NAO: ее продажи превысили 7 тыс. экземпляров по всему миру.
В России в минувшем феврале московская "Мивар" и "Интеллектуальные технологии" из Нальчика объявили о создании многоцелевой робототехнической платформы "Муром-ИСП", которая анонсирована создателями как прототип для массового производства сервисных коммерческих роботов. Сейчас колесный робот остается полуавтоматической системой, в перспективе планируется использовать систему автономного искусственного интеллекта, разрабатываемую компанией "Мивар".
Из интересных направлений в робототехнике, где применимы человекоподобные роботы, в стартап-акселераторе iDealMachine отмечают домашних роботов-дворецких, разнообразные игрушки и продукты для ретейла. Роботы также широко используются в производстве и на складах. Этот рынок активно растет как в мире, так и в России, тогда как продажи роботов-промоутеров домашних роботов пока находятся на старте, емкость этих рынков еще предстоит понять.
Эмпатия важнее рук
"Команда Promobot сделала хороший конкурентный продукт, который решает специфическую проблему лучше конкурентов, а затем смогла это продать. Один из важных факторов успеха — ориентация на рынок, на продажи. Они решают специфическую проблему клиента и меньше, чем многие их конкуренты, отвлекаются на сложные технические решения", — отмечает управляющий партнер iDealMachine Сергей Фрадков.
Говорить о том, что Promobot — первопроходец в Азии, не совсем корректно. Ранее компания "Эйдос-медицина" поставила свои медицинские тренажеры в Японию, напоминает кандидат технических наук, научный сотрудник кафедры систем управления и информатики университета ИТМО Сергей Колюбин. Вектор верный — азиатские рынки даже после недавних потрясений выглядят по многим параметрам более перспективными, чем европейский или американский, подчеркивает эксперт.
"Их ключевое конкурентное преимущество, по сравнению с аналогами, корейским FURO D или Pepper от Softbank, — это цена. Насколько история с роботами-промоутерами масштабируема на глобальном рынке, покажет уже совсем ближайшее будущее, — считает Сергей Колюбин. — Предпосылки для успеха есть, но подобные продукты нужно усложнять и совершенствовать технически. Пока такие разработки балансируют на грани overpromising" (многообещающие, но какой конкретно будет выхлоп, еще совершенно неясно).
Человекоподобность роботов определяется не наличием у него торса, головы и рук. "В том же промоушене гораздо важнее коммуникационные способности, умение поддерживать естественный диалог или даже считывать эмоциональное состояние, психотип и намерения клиента, — обращает внимание Колюбин. — Это то, что кроется под техническим термином человеко-машинный интерфейс. Для этого робот должен иметь развитую систему очувствления (зрение, тактильные и силомоментные датчики) и интеллект".
Рынок робототехники в России пока ничтожно мал по сравнению с масштабами страны, его количественные оценки носят весьма приблизительный характер — это несколько сотен промышленных роботов и чуть больше бытовых (роботизированные пылесосы, газонокосилки, мойщики окон). Как следствие, место в хвосте мировых рейтингов, констатирует эксперт.
"Но мы в ИТМО, особенно в последнее время, ощущаем четкий запрос со стороны отечественных компаний на разработки в области робототехники. Кризис помог ответственному бизнесу осознать, что  роботы — это не игрушка, а инструмент, способный повысить качество и эффективность продукта или сервиса и снизить издержки, а также понять, что покупать и внедрять "под ключ" зарубежные разработки больше не целесообразно", — резюмирует Сергей Колюбин.