Выставка Льва Бакста проходит в Русском музее

Автор фото: wikimedia.org

Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке Льва Бакста в Русском музее.

Все знают Льва Бакста как художника "Мира искусства" и "Русских сезонов" в Париже. Его портреты Бенуа и Дягилева — музейная классика. При всем при том большой внятной выставки Бакста до настоящего момента не было.
К 150–летию со дня его рождения ГРМ впервые попытался показать его творчество ретроспективно. В каталоге выставки наследие Бакста представлено полнее, чем на экспозиции. В корпусе Бенуа нет многих ключевых работ, ведь договориться со всеми музеями, где есть его вещи, не по силам никому. Впрочем, и собранного достаточно для того, чтобы составить общее представление об этом живописце, театральном декораторе, иллюстраторе и дизайнере тканей. Из не выставлявшихся работ самая важная, особенно для карьеры Бакста, — "Приезд адмирала Авелана в Париж", чуть было не канувшая в запасниках Военно–морского музея. Престижный государственный заказ, дающий возможность работать в Париже, путешествовать по Франции и заявить о себе работой, знаменующей альянс двух стран, — несомненная удача. Как живопись эта картина, впрочем, не выдерживает конкуренции с классическим Бакстом, но увидеть ее стоит, тем более рядом с другой большой удачей художника — "Древним ужасом". Эта вещь принесла ему мировую славу. В отличие от Авелана она хорошо знакома посетителям Русского по постоянной экспозиции, однако и этот успех — не то, за что мы любим Бакста. Еще в 1900–е надуманную многозначительность этого полотна один критик высмеял, сравнив его с увиденной с аэроплана географической картой. По прошествии 100 лет вовсе не эти два холста, но дягилевский портрет с няней вместе с текстилями, сделавшими Бакста звездой мира моды, и изящной графикой наподобие иллюстрации к "Изысканности русской медлительной речи" Бальмонта убеждают нас в том, что среди адептов чистого искусства, маэстрии и вкуса Бакст был одним из самых искусных и заслуженно востребованных.
После этой выставки стоит больше узнать, как связаны были его мирискуснический период, проекты с Дягилевым, сотрудничество с парижскими модными домами и творческие вояжи в США. Она проясняет, каких деталей пока недостает в портрете "Делакруа костюма", как назвал художника один критик.