ВТБ банкротит "Компанию Усть-Луга"

Не дождавшись погашения долгов, ВТБ подал иск о банкротстве ОАО "Компания Усть-Луга". Власти Ленобласти, которые являются соучредителем компании и выступают гарантом по кредиту на 600 млн рублей, обещали, что долг будет покрыт за счет продажи активов, но за год желающих их купить не нашлось. Правительству Ленобласти все-таки придется раскошелиться и выплатить часть долга из средств бюджета, но какую — не уточняется. Возможно, речь идет о 500 млн рублей.

Банк ВТБ подал иск о банкротстве ОАО "Компания Усть-Луга", следует из материалов Арбитражного суда. "В связи с неисполнением условий мирового соглашения, в соответствии с законодательством РФ, банком ВТБ подано заявление о признании ОАО "Компания Усть-Луга" несостоятельным (банкротом)", — ограничились подтверждением в пресс-службе банка.
"Компания Усть-Луга" уже более года не может расплатиться с кредитом в 600 млн рублей, гарантии по которому давал областной бюджет в 2010 году. Правительство Ленобласти владеет 20,9% акций компании. Иск от банка о взыскании этой суммы был подан еще в январе 2015 года, и в феврале 2015 года на совете директоров "Компании Усть-Луга" приняли решение продавать имущество компании, чтобы расплатиться с долгами, которые составляли в общей сложности более 1 млрд рублей.
К лету прошлого года стороны заключили мировое соглашение, по которому долг в 600 млн рублей должен быть погашен к марту 2016 года. А губернатор Ленобласти Александр Дрозденко пояснял, что компания, создававшаяся для строительства порта и привлечения инвесторов, со своей задачей справилась. Поэтому пришло время сворачивать ее деятельность и продавать активы, чтобы погасить задолженность. Предполагалось, что средств от продажи активов должно хватить на погашение всех долгов, в том числе кредита от ВТБ. Понятно, что чиновники совершенно не хотели и не хотят тратить на возвращение займа бюджетные деньги.
Теперь ситуация в корне изменилась. Продавать активы для погашения долга будет не "Компания Усть-Луга", а кредитор в рамках дела о банкротстве. Правительство Ленобласти, скорее всего, погасит оставшуюся часть от долга в 600 млн рублей. В ОАО "Компания Усть-Луга" уточнили, что в прошлом году выплачено более 500 млн рублей по кредитам в целом, а непосредственно ВТБ выплачивали ежемесячно по 5 млн рублей в течение всего прошлого и начале этого года. То есть остаток долга перед банком может превысить 500 млн рублей, и это значительная сумма для областной казны. Бюджет Ленобласти на 2016 год составит 85,8 млрд рублей.
"В рамках исполнения заключенного ранее мирового соглашения ОАО "Компания "Усть-Луга" погасила часть задолженности, — подтверждает первый заместитель председателя правительства Ленобласти Роман Марков. — Заявление о банкротстве не означает, что компания будет обанкрочена. Мы приложим все усилия, чтобы ОАО "Компания "Усть-Луга" урегулировала вопросы, связанные с долгами, не доводя до реального банкротства. У организации есть активы, которые можно реализовать".
В то же время он подчеркнул, что "Ленинградская область дорожит своей репутацией и безупречной кредитной историей". "Безусловно, в случае необходимости, правительство области выполнит свои обязательства по гарантии и выплатит  оставшуюся часть долга компании перед банком. В этом случае, будет вестись работа по взысканию задолженности с дочерних структур ОАО "Компания Усть-Луга", — сказал Роман Марков.
В "Компании Усть-Луга" уверены, что иск технический. Там сообщили, что задержка по времени погашения долгов связана с общеэкономической ситуацией и спецификой активов, чью стоимость называют более чем в 2 млрд рублей.
"Бюджетом ОАО "Компании Усть-Луга" на 2016 год предусмотрено полное погашение  ссудной задолженности перед ПАО "Банк ВТБ". Основным источником  погашения указанной задолженности является выручка от  реализации активов и денежные средства от погашения дебиторской задолженности. Реализация активов связана со спецификой деятельности компании, и носит долгосрочный характер. ОАО "Компания Усть-Луга" надеется на урегулирование вопроса с ПАО "Банк ВТБ" путем продления или реструктуризации мирового соглашения", — сообщили сегодня в пресс-службе компании.
Что уже реализовано из активов, в компании сказать не смогли, сославшись на коммерческую тайну, но отметили, что к продаже готовятся электросети и система водоснабжения и по бюджету признаков несостоятельности нет. Предусмотрено полное погашение всех кредитов.
Между тем, выручка ОАО "Компания Усть-Луга" за последние годы снижалась. Так, по данным СПАРК, в 2010 году она составила 954 млн рублей, в 2013 году — 226 млн рублей, а в 2014 году — 98 млн рублей. Чистый убыток за 2013 год составил 600 млн рублей, за 2014 год — 174 млн рублей.
Генеральный директор ИА Infranews Алексей Безбородов считает, что банкротство "Усть-Луги" — это логичное развитие событий. Ведь действительно, эта компания создавалась исключительно для развития порта. При этом, по его словам, продавать компании, чтобы расплатиться с долгами, нечего. "Насколько я знаю, руководство "Усть-Луги" возлагало большие надежды на продажу права аренды участка в 100 га, примыкающему к контейнерному терминалу. "Усть-Луга" хотела продать право аренды оператору контейнерного терминала, ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал", но, по всей видимости, сделка не состоялась. Таким образом, шансы на то, что гасить долг перед ВТБ придется из бюджета Ленобласти, крайне велики", — заключает Алексей Безбородов.
По оценке Knight Frank Saint-Petersburg, при наличии коммуникаций стоимость участка может составить не более $10 за 1 м2, но в реальности будет ниже этой цифры. Таким образом, при самом оптимистичном варианте это чуть более 700 млн рублей. "Сейчас развитие таких крупных индустриальных территорий, как порт в Усть-Луге, является сложной задачей. При этом, если рассматривать рынок индустриальной недвижимости СПб и ЛО, то спрос на индустриальные объекты по-прежнему концентрируется в Петербурге и прилегающих территориях. Такой крупный порт, как Усть-Луга, потенциально может стать драйвером развития промышленно-складской зоны, но реальный потенциал места сейчас оценивать сложно из-за экономической нестабильности и сопровождающих его факторов. Это существенно ограничивает спрос на этот участок в настоящее время, отмечают в компании", — говорит Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg.
В рамках развития портовой зоны планировалось также создание индустриального парка, для которого было создано юрлицо АО "Усть-Лужский индустриальный парк", строительство города для работников на 58 тысяч человек, а также туристическо-рекреационный и агропромышленный кластер, но пока эти проекты не реализованы.
Кредит в 600 млн рублей был взят для строительства нового контейнерного терминала "Юг-2". Первый заем на строительство в размере 600 млн рублей компания брала в 2007 году и в 2010 году смогла его погасить. При этом на достройку терминала требовалось еще 1,5 млрд рублей. Примечательно, что правительство Ленобласти и региональный парламент долго не давали согласия предоставить госгарантии для нового кредита. В итоге власти согласились предоставить гарантии только на 600 млн рублей, и ВТБ предоставил "Усть-Луге" кредит на эту сумму в 2010 году. Построила терминал дочерняя компания "Усть-Луги" — ОАО "Морской торговый порт Усть-Луга" ("МТП Усть-Луга"), которая после реорганизации в 2012 году стала собственностью офшора Investport Holdings Ltd. Этот же офшор владеет, согласно СПАРК, 23% ОАО "Компания Усть-Луга".