Петербургский бизнесмен превратил свое небольшое предприятие в крупный завод

Автор фото: Архив "ДП"

Предприниматель Игорь Зайцев создал в конце 1980-х установку для выращивания кристаллов сапфира. До 2008 года его предприятие было небольшим, но из-за резкого увеличения спроса его компания начала расти быстрыми темпами и достигла оборота в 1 млрд рублей.

В 1989 году еще не предприниматель, а инженер–конструктор Игорь Зайцев вместе с профессором ГОИ им. Вавилова Михаилом Мусатовым создал установку "Гном" для выращивания кристаллов сапфира. "Гном" — потому что устройство было сравнительно маленьким, например, аналогичные китайские установки были в 2–3 раза больше.

От фар до айфона

Для продажи установок Игорь Зайцев основал ООО "Апекс", которое вплоть до 2008 года было небольшим предприятием с 20 сотрудниками. Они собирали установки для выплавки сапфиров в арендованном здании площадью 800 м2.
В конце нулевых рынок резко начал расти: синтетические кристаллы сапфира используют в основном в производстве светодиодов и электроники, а эти сферы тогда развивались бешеными темпами. Через несколько лет, по данным СПАРК, годовой оборот "Апекса" превысил 1 млрд рублей. Сейчас в компании 200 рабочих, а 5 тыс. м2 площадей в зданиях бывших Ижорских заводов в Колпино компания выкупила в собственность (землей под цехами владеет КИО).
Монокристаллы сапфира делают из оксида алюминия, в природе эти камни синие, но технический сапфир — прозрачный, внешне он напоминает бутыль с водой. В России сапфиры производит ставропольский "Монокристалл", известный тем, что несколько лет назад вырастил монокристалл весом более 300 кг (в среднем вес таких кристаллов не больше 100 кг). Также на рынке работают белгородский "Техсапфир", "Кама Кристалл Технолоджи" из Набережных Челнов. Эти фирмы — основные заказчики печей для сапфиров, к примеру, последней компании "Апекс" поставил уже 150 таких установок. И у самого "Апекса" есть экспериментальный цех с 12 электропечами для выплавки кристаллов. Их покупатели — производители светодиодных ламп, автомобильных фар, электроники. Например, компания Apple использует сапфиры при сборке iPhone для защиты видеокамеры. Объем рынка мирового рынка одних только светодиодов (ламп экономного освещения) оценивают более чем в $9 млрд. При этом все российские компании в этой сфере работают на глобальном, а не внутреннем рынке: в США и Европе просто больше производителей ламп и электроники, а российские технологии выращивания сапфиров известны во всем мире. Например, для продвижения своей продукции "Апекс" регулярно участвует в выставках в Китае.
За выращиванием кристаллов нужно наблюдать круглосуточно, в экспериментальном цехе компании всегда кто–то есть. "Поэтому такой бизнес не пошел в Израиле: по субботам работа останавливалась", — шутит Игорь Зайцев.

Конец золотой эпохи

Рентабельность бизнеса в лучшие времена, вспоминает владелец, достигала 40%. В последние несколько лет ситуация для российских производителей уже не такая радостная: рынок постепенно насыщается, а китайские заводы научились копировать установки и теперь продают их дешевле, чем отечественные фирмы. "Как экспортеры мы выигрываем от курса рубля, но быть дешевле Китая очень сложно", — говорит Игорь Зайцев. Чтобы пережить кризис рынка, он решил расширять ассортимент и искать другие возможности. "Золотая пора сапфира, к сожалению, прошла, и мы сотрудничаем с ЛЭТИ и другими учебными заведениями, ищем возможности для производства другого оборудования", — заключает он. До взлета рынка сапфиров компания уже занималась выпуском различного производственного оборудования под заказ и теперь постепенно к этому возвращается. "Наше главное преимущество в том, что мы совмещаем конструкторское бюро и производство, можем и спроектировать, и собрать оборудование, а не просто копируем технологию", — говорит Игорь Зайцев.
Даниил Старковский, глава Центра поддержки предпринимателей, рассказывает, что представители высокотехнологичных производств обращаются в центр достаточно часто, в Петербурге их немало. Главный запрос таких компаний — помощь в поиске инвесторов для наукоемких проектов. "Из числа последних к нам обратились компании по производству онкомаркеров, а также наборов для идентификации личности по ДНК", — говорит он.