Полицейские не могут начать штрафовать дальнобойщиков-нарушителей из-за нехватки оборудования

Автор фото: Сергей Николаев

ГИБДД наделили полномочиями наказывать дальнобойщиков за неоплаченный проезд по федеральным трассам. Однако у полиции пока нет оборудования, которое позволяет штрафовать перевозчиков.

Правительство РФ наделило ГИБДД и Ространснадзор полномочиями наказывать дальнобойщиков за неоплаченный проезд по федеральным трассам. С 15 ноября в России заработала автоматизированная система взимания платы с владельцев грузовиков тяжелее 12 т за проезд по федеральным дорогам — «Платон» (1,53 рубля за каждый километр).
Перевозчик регистрируется в системе, получает бортовое устройство (фиксирует километраж) или оформляет маршрутную карту. Если одно из этих условий не выполнено, перевозчик платит штраф — 5–10 тыс. рублей.
Однако сотрудники надзорных органов не могут проверять наличие маршрутных карт и бортовых устройств. Зафиксировать нарушение можно только с помощью специальной аппаратуры. Но спецсредств пока нет ни у инспекторов ГИБДД, ни у сотрудников Ространснадзора.
«Протоколы могут составлять только сотрудники центров автоматической фотофиксации. То есть полиция не контактирует с водителем», — поясняет Дмитрий Василенко, начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД по Петербургу и Ленобласти.
По словам полицейского, чтобы выявлять неоплаченный проезд, нужны специальные приборы фотофиксации, но таких камер у петербургской полиции нет.
«Чтобы информация попала к нам, нужны каналы связи. На сегодняшний день такие каналы в Петербурге и Ленобласти отсутствуют. Чтобы выносить постановления, нужно программное обеспечение, его тоже нет», — резюмирует Дмитрий Василенко. Он прогнозирует, что в ближайшие 2 месяца ситуация точно не изменится. «Но в этом году у нас появится все необходимое оборудование для вынесения постановлений», — надеется полицейский.
Помощь друга
Ространснадзор тоже не может самостоятельно наказывать перевозчиков за неоплаченный проезд. Инспектор надзорного ведомства может только остановить транспортное средство для проверки соответствия нормативным требованиям, например, весогабаритных параметров.
Если нарушений нет, то машина едет дальше, говорят представители Ространснадзора, а если есть, то принимаются меры к их устранению. Пока перевозчик устраняет нарушения, инспектор Ространснадзора выясняет, оплатил ли перевозчик проезд по федеральной трассе. Такую информацию ему предоставляют передвижные контрольные комплексы «Платон». Они дежурят на некоторых постах вместе с инспекторами Ространснадзора. Если они выясняют, что проезд не оплачен, перевозчика штрафуют. «В конце прошлого года наше управление заключило с оператором «Платона» соглашение о совместной работе», — говорит Дмитрий Севастьянов, начальник отдела контроля международных автоперевозок Северо–Западного межрегионального управления госавтонадзора.
В Северо–Западном регионе 17 автомобилей мобильного контроля, констатирует Евгений Пепеляев, руководитель Северо–Западного обособленного подразделения ООО «РТИТС» (оператор системы «Платон»).
В рамках закона
Чтобы уследить за движением всех грузовиков, технических средств пока не хватает. Надзорные органы сосредоточились на иностранных перевозчиках — их проще штрафовать, чем российских. Если за неоплату пойман иностранный перевозчик, то штраф (2,5–5 тыс. рублей) платит водитель. «Берет такси, едет в ближайший банк, оплачивает штраф, проезд по федеральной трассе. Затем продолжает движение на грузовике», — поясняет Дмитрий Севастьянов. С российскими перевозчиками все сложнее — штраф платит собственник фуры, а его надо еще установить.
На Северо–Западе за все время действия «Платона» оштрафовано всего два российских перевозчика и 28 иностранных.
В РТИТС намерены организовать систему контроля так, чтобы надзорные органы заблаговременно получали информацию о нарушителях. Для этого предполагается установить специальные рамки, которые будут считывать с бортового устройства в грузовике информацию о маршруте и оплате. А затем передавать ее на ближайший пост.
«Первые 42 рамки на Северо–Западе начнут функционировать до конца лета. Уже определены места, где они будут установлены», — говорит Евгений Пепеляев. Раскрывать места установки контрольного оборудования он не стал.
138 млрд рублей может получить оператор «Платона» — ООО «РТИТС» — за 13 лет управления системой (10,6 млрд рублей в год). Стоимость системы — 30 млрд рублей, из которых 27 млрд одолжил РТИТС Газпромбанк. РТИТС принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду «РТ–Инвест».