Чем российский облачный рынок отличается от мирового

Генеральный директор компании Axoft Михаил Прибочий об особенностях российского облачного рынка.

Аналитики компании IDC ожидают в ближайшее время ежегодного увеличения российского облачного рынка на 40%. В этой связи стоит сказать о некоторых особенностях российского рынка — он немало отличается от мирового.
В первую очередь надо учитывать, что в нашей стране это направление только недавно начало активно развиваться. По данным Parallels, объем отечественного облачного рынка в 2016 году составит 34 млрд рублей (меньше полумиллиарда долларов), в то время как объем мирового рынка достигнет $98 млрд. То есть мы занимаем небольшую площадь на общей карте. Но это означает лишь то, что нам есть куда расти.
Во–вторых, в России по сравнению с зарубежными рынками со стороны компаний наблюдается больший интерес к IaaS (Infrastructure–as–a–Service) как к наиболее простому из облачных сервисов. Это вполне объясняется недостаточной развитостью рынка. Прогноз Parallels говорит, что в 2016 году на отечественном рынке облаков доля IaaS составит 37%. Для сравнения: в мировом масштабе этот показатель не превышает 8% (по данным Forrester Research).
Третий аспект заключается в недостаточной информированности пользователей. С одной стороны, руководство компаний зачастую не знает о преимуществах облаков. А с другой, IТ–департаменты тормозят процесс, так как это грозит им сокращением штата и пересмотром IТ–бюджетов.
Сами игроки IT–рынка имеют слабое представление о том, как продвигать облачные технологии. Наша компания провела исследование среди своих партнеров — руководителей, коммерческих директоров и начальников отделов продаж компаний, специализирующихся на поставках и оказании услуг в сфере IT. Оказалось, что 53% опрошенных имеют лишь поверхностное представление о том, как облака работают на практике. Это сдерживающий фактор, но уже сейчас очевидно, что постепенно уровень грамотности игроков рынка повышается. Растет и их интерес к облачным технологиям: 73% респондентов нашего опроса видят возможность для расширения своего бизнеса в продажах облачных продуктов и сервисов.
Четвертая причина, которая влияет на отечественный рынок, — особенности законодательной базы РФ. Такие инициативы, как требование хранить персональные данные заказчиков на российских серверах или, например, желание некоторых операторов и чиновников запретить Skype, WhatsApp, облачную телефонию и подобные сервисы, отпугивают многих мировых разработчиков облачных решений. Они просто перестают ориентироваться на российский рынок. С одной стороны, российским разработчикам сервисов такая ситуация дает определенные преимущества. И тенденции последних лет позволяют надеяться на распространение в России продуктов отечественных производителей. С другой — законодательные рамки ограничивают выбор конечных пользователей.
Сможет ли российский рынок генерировать исключительно своими силами качественные сервисы — пока еще вопрос, решать который придется не только сервис–провайдерам, но и пользователям, предъявляя к качеству разработок высокие требования.