Пластик в батончиках Mars, пиво с запахом рыбы и другие скандалы в пищевой индустрии

Автор фото: pixabay.com

Компания Mars отзывает крупную партию шоколадных батончиков. Такой ход едва ли мог негативно сказаться на имидже компании, если бы речь шла, например, о производителе смартфонов. Но в пищевой индустрии действуют другие законы.

Руководство компании Mars заявило об отзыве своей продукции в 55 странах мира. Причиной столь радикального решения стал кусок пластмассы, который покупатель обнаружил в батончике "Сникерс", приобретенном в Германии еще 8 января. После расследования, проведенного по жалобе потребителя, выяснилось, что пластик является частью заглушки, используемой в процессе производства.
Теперь отзыву подлежат шоколадные батончики "Марс", "Сникерс" и "Милки Вэй Мини", а также конфеты Celebrations и MiniMix, произведенные на голландском заводе в городе Вехель. Представители компании отмечают, что шансы снова обнаружить кусок пластмассы в шоколадках не слишком велики, вероятность выиграть в лотерею, по их словам, выше. Тем не менее рисковать они не хотят. Пока в компании не говорят, сколько всего товара будет отозвано и к каким убыткам это приведет. Но только в Нидерландах с полок планируется убрать более 4 млн шоколадных батончиков и упаковок конфет.
Впрочем, Mars — не единственная компания, столкнувшаяся с необходимостью отозвать крупную партию товара. Подобные решения не раз принимали производители не только пищевой продукции, но и компании, выпускающие, например, автомобили или смартфоны. Правда, в таких случаях отзыв товара и предложенная компенсация способны сгладить негативный эффект от производственных изъянов продукции. В конце концов, от погнувшегося в кармане смартфона никто еще не умирал, а  замена его на новый, более качественный, произведенная за счет компании, полностью устраняет проблему. А вот ошибки в пищевой индустрии могут нанести вред здоровью потребителей. А опасение за жизнь и здоровье могут навсегда отвернуть клиентов от допустившей ошибку компании.
Пластмасса, попавшая в еду, не раз заставляла производителей отзывать партию продуктов. Так компания Nestle дважды отзывала готовые обеды Lean Cuisine. В 2008-м в выпускаемых под этой маркой блюдах из курицы были обнаружены куски синего пластика, из-за чего пришлось отозвать более 400 тыс. кг продукции. 3 года спустя Nestle снова пришлось отозвать большую партию Lean Cuisine из-за обнаруженного в мясных фрикадельках пластика (на этот раз красного цвета).
Годом ранее Nestle отозвали из магазинов нескольких стран, в том числе и России, партию кофе, в котором предположительно могли оказаться осколки стекла.

Пивная диета

Осколки инородных тел в еде и напитках — едва ли не одна из самых частых причин отзыва продукции. Впрочем, бывает, что инородным оказывается все содержимое упаковки. Так, в центре недавнего пищевого скандала в Финляндии оказался бренд Pepsi. В банках, в которых в соответствии с этикеткой должен был находиться газированный напиток, потребители обнаружили пиво. Как выяснилось, компания Hartwall, занимающаяся производством как алкогольных, так и безалкогольных напитков, по ошибке разлила пиво в тару, предназначенную для Pepsi. После нескольких жалоб клиентов было  принято решение отозвать партию "пивной газировки".

Слишком пенное

Другой скандал разразился в Швеции в сентябре прошлого года. Тогда в пиве Staropramen, которое выпускает датская пивоваренная компания Carlsberg, обнаружили моющее средство. Из-за этого несколько человек получили ожоги ротовой полости, а в компании приняли решение отозвать 4,6 тыс. кегов, содержащих опасную пенную смесь.
Иногда недосмотры  в процессе производства могут и не угрожать здоровью потребителей, а скорее иметь курьезные последствия. Впрочем, и в этом случае по репутации компании может быть нанесен серьезный удар. Так в 2014 году норвежские потребители, купившие пиво Polar Bear, пожаловались на странный запах тухлой рыбы, исходивший от напитка. Как выяснилось позже, на заводе Mack просто забыли помыть цистерны после предыдущей партии пива. В итоге остатки старого напитка вступили в реакцию со свежесваренным пивом и наградили его крайне неожиданным ароматом. Представители компании заверили, что самое страшное в бактериях, попавших в продукцию, — это запах, а опасности для здоровья они не представляют. Тем не менее после многочисленных жалоб всю партию Polar Bear пришлось отозвать.

Эмбарго по звонку

Впрочем, не всегда вина за некачественную продукцию лежит на производителе. Да и сама информация об изъянах в той или иной продукции может оказаться происками конкурентов или просто возникшей на пустом месте паникой потребителей. Так, например, в 2011 году российские блогеры и СМИ распространили информацию о том, что детское питание Nestle может представлять опасность из-за содержащихся в нем осколков стекла. Как выяснилось позже, стекло действительно попало в детское питание, правда, в то, которое можно приобрести лишь на территории Франции. Но для того чтобы нанести серьезный урон по имиджу компании, достаточно и ничем не подтвержденной информации. Ведь однажды услышавший о том, что продукция того или иного производителя некачественна или опасна, впредь предпочтет выбирать товары иных компаний. Здесь показателен случай почти тридцатилетней давности: неизвестные позвонили в американское посольство в Сантьяго и сообщили о содержании цианида в чилийском винограде, экспортируемом в США и Японию. Опасный яд действительно был обнаружен, но всего в двух ягодах. Внезапно введенный запрет был снят всего через несколько дней, а вот опасения покупателей никуда не делись. Американцы еще долгое время не покупали чилийский виноград.  В результате экономике Чили этот инцидент обошелся в $400 млн, а более 20 тысяч человек, задействованных в сборе и продаже винограда остались без работы.