Экс-банкир Сергей Ильченко инвестирует 1 млрд рублей в производство компонентов для моющих средств

Автор фото: Ковалев Петр

Бывший топ–менеджер НРБ Сергей Ильченко построит в Ленобласти химический завод по производству компонентов для моющих средств. Инвестор вложил в проект около 100 млн рублей своих средств и еще 1 млрд рублей привлечет от российских инвестфондов.

Экс–банкир Сергей Ильченко (создал и руководил петербургским филиалом Национального резервного банка Александра Лебедева) планирует построить в Ленобласти химический завод по производству поверхностно–активных веществ (ПАВ).
ПАВ — основной компонент для изготовления моющих средств. Емкость российского рынка ПАВ — 600 тыс. т, или 100 млрд рублей в год. В планах Сергея Ильченко занять 2% российского рынка.

Финансовая химия

Химией финансист заинтересовался случайно. В 2013 году, после того как Национальный резервный банк (НРБ) из–за финансовых проблем закрыл филиал в Петербурге, Сергей Ильченко вместе со своими коллегами создал ООО "Инвестиционная компания ВЭБ Финанс". А затем заключил агентский договор с "дочкой" ВЭБа — инвесткомпанией "ВЭБ Капитал" (в эту компанию перешла работать часть специалистов НРБ) — и теперь представляет ее интересы на Северо–Западе: занимается посредническими услугами в привлечении банковского финансирования, сбором информации по инвестиционным проектам.
В поисках денег к Сергею Ильченко обратились химики Анатолий Марченко (работал научным сотрудником в Институте медико–биологических проблем Российской академии наук) и Алексей Жуковский (биохимик, организовывал клинические исследования фармацевтической продукции). Химики разработали и внедряли новую технологию производства ПАВ. Сам ВЭБ, по словам Ильченко, не смог участвовать в этом проекте, так как согласно внутренним правилам финансирует только те проекты, на которые не даст денег никакой другой банк.
"Инвестиции вполне подъемны для меня. Я решил потратить собственные деньги на создание опытного производства, чтобы проверить эффективность технологии", — говорит Сергей Ильченко. Он вложил 80 млн рублей собственных средств в специально созданное под этот проект ООО "Северо–Западные лаборатории и производство" (СЗЛП, в нем Сергею Ильченко принадлежит 90% акций, остальное у химиков). На эти средства на петербургских заводах изготовлено оборудование для производства ПАВ.
"Наше преимущество в том, что у нас все отечественное: и сырье, и оборудование — его изготавливали по чертежам Марченко и Жукова. Реакторы нового типа, конструкция реакторов — это и есть ноу–хау компании", — говорит Сергей Ильченко.

Опытный завод

Первую продукцию завод выпустил в начале 2015 года. К лету этого года планируется увеличить его мощность до 600 т ПАВ в год — это мизерные объемы, говорит финансист. Чтобы их увеличить и занять заметную долю рынка, нужно привлечь дополнительное финансирование. "Веду переговоры с двумя инвестфондами. Они изучили проект. Им все понравилось. Но, пока мы не подписали бумаг, называть фонды не буду", — говорит финансист.
Он сам готов инвестировать в проект дополнительные средства, чтобы довести выпуск до 4,8 тыс. т в год, благодаря фондам мощность удастся довести до 12 тыс. т в год — это 2% годового объема потребления ПАВ в России (600 тыс. т).
В обмен на инвестиции фонды получат долю в СЗЛП. "Можно было бы взять банковский кредит — даже по нынешним высоким ставкам. Рентабельность проекта позволяет. Но проблема в том, что банки сегодня не дают длинных кредитов. А нам нужны деньги как минимум на 5 лет. Причем 2 года уйдет на строительство завода", — объясняет финансист. Новый завод Сергей Ильченко собирается строить в Ленобласти, хотя с точным местом пока не определился: возможно, в Бокситогорске, Пикалево, Тосно или Усть–Луге, где губернатор Ленобласти Александр Дрозденко давно мечтает создать индустриальную зону.

Химизация страны

Участники рынка ПАВ без энтузиазма восприняли новость о появлении нового отечественного производителя. В России действуют сотни производителей ПАВ, и почти каждый год появляются новые предприятия, отмечают аналитики. Большинство из них — небольшие компании, производящие низкокачественные компоненты, которые можно применять в автомобильной химии, при изготовлении технических моющих средств, но никак не в косметике.
Качество продукции, поставляемой большинством российских производителей, в сравнении с иностранными аналогами нестабильно, отмечают потребители ПАВ. "Проблема в том, что почти все отечественные предприятия, которые производили ПАВ, утрачены. Как и технологии. К слову, на территории России их было немного, в основном они были рассредоточены по союзным республикам. А для создания предприятия с нуля нужно дорогостоящее импортное оборудование, нужно закупать технологии и сырье. То есть нужны долгие капиталовложения. Кроме того, непросто найти участок для размещения вредного химического производства", — говорит один из производителей моющих средств.
Отсутствие технологий — главная причина недоразвитости российского химического производства, отмечают все опрошенные "ДП" производители. А поставщик современных технологий — Запад, где их взять сейчас почти невозможно, уверяют эксперты.
"Не думаю, что у них есть какая–то серьезная собственная научная составляющая. Серьезные разработки никто не продаст", — сомневается Аркадий Чебаксаров, президент научно–производственного объединения "НИИПАВ" (разработчик и производитель ПАВ в России с 1960 года). Волгодонский НИИПАВ вместе с "Нижнекамскнефтехимом" (Татарстан) и нижегородским Заводом синтанолов контролируют более 70% российского рынка ПАВ. "Вытеснение импортных ПАВ происходит не быстро. Полностью все виды ПАВ заместить не удастся, но основные виды, я думаю, российские производители смогут заместить", — полагает Павел Костюнин, представитель торговой компании "Стромэкс".

В тренде

Химзавод — второй крупный инвестпроект финансиста Ильченко. Ранее он инвестировал в недвижимость — в Национальную жилищную корпорацию. Она собиралась построить в девяти российских регионах 10 заводов по производству стройматериалов и возводить по 1,5 млн м2 жилья в год. Реальность оказалась скромнее: НЖК возвела лишь четыре малоэтажных поселка, в том числе в поселке Янино Всеволожского района Ленобласти.
Интерес к девелопменту у Сергея Ильченко пропал. "Проект в Янино завершен. Вкладывать в недвижимость не хочу", — говорит финансист. По его мнению, химический завод сегодня намного привлекательнее девелопмента — этот проект в тренде импортозамещения.
Целиком от импорта ПАВ мы отказаться не сможем, доля импорта очень велика. Среди наиболее крупных и уважаемых российских производителей — НИИПАВ из Волгодонска. У них стабильно высокое качество. Качество продукции большинства других производителей, особенно мелких, невозможно спрогнозировать. А от этого зависит и качество конечного продукта. Поэтому мы остановились на НИИПАВ. В последнее время импортные ПАВ сильно подорожали. Однако и отечественные тоже, так как значительная часть ингредиентов, которые используются для их производства, — импортные.
Юрий Могарь
генеральный директор компании "Демо" (производитель профессиональных моющих средств)
Проблема в том, что в России, в отличие от зарубежных стран, нет многолетнего опыта разработки и производства ПАВ. А без этого не получить качественного продукта. Для производства некоторых средств бытовой химии высочайшее качество ингредиентов менее важно, чем для косметической промышленности. Мы же должны быть уверены в качестве компонентов. Были случаи, когда наша лаборатория браковала продукцию некоторых поставщиков. Поэтому мы страхуемся — у нас несколько поставщиков по одним и тем же компонентам.
Константин Волков
владелец и руководитель компании Estel (производитель профессиональной косметики)
Химпром — привлекательный сегмент. Но большая часть продукции выпускается с использованием импортного сырья и на иностранном оборудовании. Их ввоз сейчас осложнен. Плюс девальвация рубля. В итоге спрос на химию в России есть, а возможностей для доступного производства нет. Частично российские производители ПАВ (жирных кислот и спиртов тропических масел) удовлетворяют потребности рынка. Но предприятий по производству самого сырья для ПАВ в России почти нет. Все основы ввозились из–за рубежа. Два года назад рубль резко ослабел, и рынок начало штормить.
Кирилл Яковенко
представитель "Алор брокер"