Торговая сеть хобби-гипермаркетов "Леонардо" расширяется в Петербурге

Автор фото: pixabay.com

Сеть товаров для творчества "Леонардо" собирается в 2016 году открыть в Петербурге три магазина. Увидев, что потребители в кризис переходят на недорогие варианты досуга, ретейлеры делают ставку на петербуржцев, променявших походы в кино на макраме.

Федеральная сеть хобби-гипермаркетов "Леонардо" планирует открыть в Петербурге три магазина. В апреле откроется гипермаркет в "МЕГЕ Парнас", в мае "Леонардо" появится в ТРЦ "Норд", третья площадка пока не определена. Сейчас у ретейлера работает семь гипермаркетов (каждый площадью 700 м2), все открыты в торговых центрах. Объем инвестиций в одну точку рассчитывается как 50-60 тыс. рублей за 1 м2, окупаемость проекта составляет 3 года. Сеть входит в состав группы "Фирма Гамма" (российский производитель товаров для сотворчества). Генеральный директор и единственный владелец компании — Евгений Кретов. По данным СПАРК, выручка АО "Гамма ТД" в 2014 году ставила 2,3 млрд рублей.
Показателями продаж в Петербурге в компании довольны. Как рассказывает Дарья Воробьева, руководитель отдела развития торговой сети "Леонардо", в нашем городе, как в культурной столице, интерес к товарам для творчества выше, чем в других городах. В целом по России компания видит рост рынка товаров для творчества, которому способствует и кризис в экономике. Покупатели пытаются проводить свой досуг менее затратным способом, проводят время дома с детьми, занимаясь рукоделием всех видов. Популярными направлениями по итогам продаж становятся вязание, вышивка, скрапбукинг, лепка, декупаж, квиллинг, валяние шерсти. "Мы видим, что люди даже начинают чаще делать подарки своими руками", — рассказывает Дарья Воробьева.
С ней в этом соглашается Денис Котов, генеральный директор книжной сети "Буквоед". Компания фиксирует высокий спрос на товары для хобби и расширяет ассортимент, сейчас он насчитывает больше 5 тыс. наименований. Как рассказал Денис Котов, "Буквоед" планирует занять лидирующие позиции в торговле товарами для творчества. Для этого выделяют в разных магазинах сети от 100 до 700 м2 на специализированные отделы.
Рост продаж фиксируют и в небольших магазинах. В открытом 2 года назад Self-made Shop каждый год возрастает количество и суммы заказов, в 2015 году оборот по заказам из других регионов вырос более чем в 2 раза по сравнению с предыдущем годом. Существенный скачок цен, произошедший в ноябре-декабре 2014 года, и продолжавшийся в 2015 году постоянный рост цен не отбили у людей желание и возможность тратить деньги на хобби, рассказывают в компании.
Пока рынок хобби-товаров в Петербурге выглядит хаотично, но Денис Котов прогнозирует, что он постепенно будет упорядочиваться. В Петербурге работает несколько десятков магазинов, продающих товары для творчества, большинство из них — это интернет-магазины с одним пунктом выдачи. "Чисто художественных магазинов в городе около 20, а магазинов со смешанным рукодельно-швейно-творческим ассортиментом великое множество. Даже канцелярские магазины выделяют место под такие товары", — объясняет Ольга Микрюкова, владелец магазина Self-made Shop.
Подавляющее большинство художественных магазинов работает по схеме "один хозяин — один магазин", и редко у кого есть две или три точки. На этом фоне выделяются "Арт-Квартал" и "Леонардо". "Леонардо" — единственный пока магазин такого формата, поэтому его трудно сравнивать с классическими художественными лавками, где основной упор делается на четко подобранный ассортимент и индивидуальное обслуживание покупателей", — комментирует Ольга Микрюкова. Наиболее заметные игроки на петербургском рынке хобби-товаров — сети "Модница", "Искусница", "Яркий мир рукоделия".
На фоне прихода крупного игрока многие мелкие магазины ушли с рынка, говорят в нескольких компаниях. Сложнее всего таким магазинам конкурировать по ассортименту, большие сети могут предложить широкий выбор товаров, недоступный для небольшой розницы.
Однозначной оценки объема рынка товаров для рукоделия и творчества нет, также не существует единого мнения, какие товары к нему относить. По данным "Леонардо", экспертные оценки годового объема российского рынка составляют 30-40 млрд рублей, некоторые оценки — до 60 млрд рублей.