Петербургский предприниматель сделал бизнес из хобби и достиг оборота в 12 млн рублей

Автор фото: Сергей Ермохин

Предприниматель превратил свое хобби — стрельбу из лука — в бизнес, который приносит ему примерно 12 млн рублей в год.

Дмитрий Савенков увлекается стрельбой из лука уже 13 лет. Хобби (о котором он в свое время узнал совершенно случайно) изменило его жизнь и сподвигло на открытие бизнеса. Сейчас он владеет центром стрелковых искусств "Луч 21" в Петербурге и Первой лучной фабрикой в Великих Луках, которая производит и продает традиционные луки и луки для спортивной стрельбы по всей России.

Молодой и зеленый

"Я случайно проезжал на велосипеде мимо стадиона "Динамо" и увидел стрелков с луками. Решил зайти и узнать, что это. Оказалось, тренировка. Стал задавать глупые вопросы: а что это, сколько стоит. Меня, конечно, отправили к тренеру. Он посмотрел и сказал: "О, ты большой, сильный. Давай с нами. Стрелять у тебя точно получится. Так и втянулся", — вспоминает предприниматель.
Это было в 2003 году: тогда стрельба из лука в Петербурге существовала как узкоспециальный спорт высших достижений. Довольно быстро Дмитрий понял: тренировочных площадок для спортсменов-любителей нет, чтобы заниматься любимым делом, надо открывать свою.
Так молодой человек и его друзья, заинтересовавшиеся стрельбой, стали тренироваться на стадионе Лесотехнической академии. Впоследствии, в 2013 году, Дмитрий открыл специализированную площадку "Луч 21" для стрельбы из лука, арбалета и пневматики. Первоначальные вложения в центр стрелковых искусств площадью 2 тыс. м2 составили 600 тыс. рублей. Оборот бизнеса в 2015 году — 9,6 млн рублей. Основная целевая аудитория — спортсмены-любители и те, кто ищет для себя новое интересное хобби, пробуя все, что можно найти в городе. Поэтому в центре проходят не только индивидуальные занятия спортсменов, но и мастер-классы для новичков, групповые игры и корпоративы по стрельбе из лука. За все время работы клуба в нем успели позаниматься 3 тыс. человек. Причем стрелять из лука ходят и мужчины, и женщины: 50 на 50.

Фабрика луков

"Моя задача — сделать лук массовым видом спорта, — говорит предприниматель. — Лук требует настойчивости и технических навыков, но не требует больших физических затрат и напряжения: это медитативный спорт". Сам Дмитрий с луком тоже не расстается: приезжает на стрельбище каждый день, курирует этап Кубка России в Петербурге по объемным мишеням и проводит собственные соревнования "Дикий лес" и "Кубок луча".
В 2015 году он открыл собственную фабрику по производству луков. За первые полгода работы фабрика сделала и продала 300 луков на 1,2 млн рублей (вложения в производство составили 1,5 млн рублей). "Лучная среда достаточно плотная, новости расходятся быстро. Но мы не ориентируемся только на эту среду: скорее создаем спрос, а не реагируем на него", — объясняет Дмитрий. Он принимает непосредственное участие в создании базовых моделей производимых луков вместе с совладельцем фабрики Андреем Афанасьевым.
Луки производятся из отечественного сырья, заграничное — только клей и некоторые типы пластика. Конкурентов у фабрики нет: по всей стране луки делают частные мастера, которые нацелены на штучную работу. Заказывать лук из-за границы тоже дорого.
Объем рынка эксперты оценивают в 25 млн рублей: столько петербуржцы тратят в год на тренировки, участие в соревнованиях и амуницию. В городе работают шесть клубов, где систематически проходят занятия по стрельбе из лука (к примеру "Орион", "Филин", "Стреляный воробей", "Золотая пуля").