На сирийско-турецкой границе ждут новых битв и обвинений

Автор фото: globallookpress

На Ближнем Востоке турки вплотную подошли к прямому вооруженному столкновению с курдами. Военные действия довели Анкару до ультиматумов, и теперь наблюдателей занимает один вопрос: могут ли турецкие формирования столкнуться с российскими.

Россия выразила соболезнования в связи с терактом в Анкаре; "Выражаем глубокие соболезнования турецкому народу. Искренне сочувствуем родственникам и близким погибших", — говорится в заявлении российского МИДа, которое также подчеркивает "необходимость единения всех государств в борьбе с международным терроризмом". Накануне в столице Турции прогремел взрыв, унесший жизни 28 человек. В Кремле присоединились к соболезнованиям, но пока дипломаты сочиняли текст заявления, прогремел новый взрыв — возле города Диярбакыр подорвался военный конвой, погибли как минимум семеро человек. В Турции уверены, что теракты организовывают курды.
Диярбакыр — столица турецкого Курдистана, а как раз сейчас на турецко-сирийской границе все стало очень тревожно. Турция практически развязала военные действия против курдов, обстреливая позиции курдских отрядов самообороны, вплотную приблизившихся к городку Азаз при поддержке российских ВВС. Кроме того, ночью турки с воздуха разбомбили лагерь курдов на севере Ирака.
Город Азаз, находящийся пока в руках оппозиции Башару Асаду, стал в последние дни самой "горячей точкой". Он расположен на территории Сирии, не просто неподалеку от границы с Турцией, а ровно на полпути между Алеппо и границей. То есть если его возьмут курды, турки окончательно потеряют маршрут для сообщения с отрядами сирийской оппозиции, и так оборванный курдами, Алеппо наверняка будет взят и акции Асада резко повысятся. Но он же лежит и между двумя курдскими анклавами, которые те, естественно, хотели бы объединить, взяв под контроль границу почти на всем протяжении. Стороны уже обменялись грозными заявлениями: и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, и премьер-министр Ахмет Даветоглу заявили, что ни при каких условиях, любой ценой не позволят Азазу пасть, а курдам закрепиться на севере Сирии.
Анкара уже обращалась в ООН с просьбой создать на границе 10-километровую "зону безопасности", куда вошел бы и Азаз. Но пока отклика не встретили: для этого, по идее, надо создавать и бесполетную зону, а это значит, что в Совбезе ООН инициативу заблокирует Москва, чьи самолеты как раз в этом районе и совершают вылеты. Собственно, в Кремле уже выступили против бесполетной зоны.
Россия обвиняет Турцию в подготовке террористов для ИГ; сирийский правозащитный центр сообщил о том, что как минимум 500 вооруженных человек перешли границу и направились из Турции защищать Азаз от курдов. Официально Анкара отрицает проведение наземной операции, но мы-то знаем, что офицеры вообще частенько берут отпуск, чтобы повоевать в сопредельных государствах, и турецкие офицеры здесь не исключение.
Самый важный вопрос, который занимает сейчас наблюдателей, — возможно ли прямое столкновение турецких или квазитурецких формирований и российских частей. После сбитого Су-25 отношения между странами и так на пределе. МИД утверждает, что через Азаз Турция снабжает ИГ, в ответ же получает обвинения в разрушении школ и больниц в городе. США пока балансируют между турками и курдской самообороной, которую тоже считают своим союзником, и до выборов нового президента вряд ли решатся на радикальные действия.
Разбираться в особенностях идеологии десятков группировок, действующих в Сирии, в Москве не намерены: и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев не раз высказывались в том духе, что разницы между ними нет, террористы и есть террористы. То есть действовать будут, вероятно, по принципу аббата Арнольда Амальрика, во время крестового похода против альбигойцев, по легенде, произнесшего крылатую фразу "Убивайте всех, Господь узнает своих". Но ситуация осложняется тем, что в этой приграничной зоне скопилось еще и несколько десятков тысяч беженцев, и в случае усиления военных действий гуманитарной катастрофы избежать, скорее всего, не удастся — естественно, все будут винить в ней противника.