В Петербурге сохраняется спрос на презервативы, несмотря на резкий рост цен

Презервативы в Петербурге подорожали на 55% из-за курсовых колебаний, но спрос на них снизился только на 5%. Причина в том, что это пока самое дешевое средство барьерной контрацепции.

Итоги прошлого года оказались оптимистичными для продавцов презервативов. Хотя кризис привел к падению продаж нелекарственного ассортимента в аптечных сетях, российский рынок барьерных контрацептивов рос не только в деньгах, но и в упаковках. Спрос на них остается стабильным, несмотря на рост цен на "резиновые изделия № 2".

Непадающий спрос

Розничная цена за упаковку презервативов в петербургских аптеках по итогам декабря 2015 года выросла по сравнению с декабрем 2014 года на 55%, подсчитали специалисты DSM Group. В среднем за год подорожание составило 42%. Столь существенная динамика отпускной цены связана и с ростом курсовой разницы, и с общим ростом цен на весь нелекарственный ассортимент аптеки, отмечают аналитики.
Заметное увеличение цен на презервативы в аптеках страны отчасти обеспечило и существенный рост объема рынка в деньгах — на 36%, до 216,3 млн рублей, в Петербурге и на 45% в стране в целом.
Сокращение покупательной способности заставляет ожидать существенного падения продаж в упаковках, но в Петербурге этот показатель снизился только на 5%, а по стране и вовсе вырос в прошлом году на 6%, отмечают в DSM Group.
По мнению участников рынка, это связано с тем, что из–за кризиса люди стали отказываться от более дорогих средств контрацепции (гормональных препаратов) в пользу более доступных. Кроме того, презервативы являются единственным средством контрацепции, не только предохраняющим от нежелательной беременности, но и защищающим от ИППП, в том числе ВИЧ, комментирует CEO JS Medical Станислав Краморов.

В России гевея не растет

Рост цен на импортные презервативы невольно заставляет оглянуться на российских производителей. Интрига в том, что на всю страну есть только один завод, который из импортного латекса делает презервативы, — АО "Армавирский завод резиновых изделий" (АЗРИ), — который выпускает продукцию под брендом "Эрос". Доля же импортной продукции на российском рынке достигает рекордных 97,8% в денежном выражении. Основные страны — поставщики презервативов: Малайзия (VIVA, Durex, Contex), Германия (Sico,VIZIT), Китай (Durex, Contex) и Индия (Durex, Contex).
В середине 2000–х компания "Безопасный секс" предпринимателя Игоря Бойкова выпускала в Петербурге продукцию под маркой Vizit. Компания планировала расширить производственные мощности за счет строительства завода по производству презервативов в Приморском районе. Завод стоимостью свыше $2 млн должен был стать самым мощным в России, но так и не был построен. А в 2007 году один из лидеров рынка презервативов "Болеар Медика" заинтересовался брендом Vizit и купил его.
По сравнению с продукцией зарубежных производителей отечественные презервативы выросли в цене только на 15%. Это произошло из–за падения рубля по отношению к валюте, в которой завод закупает сырье — натуральный латекс, объясняют в АЗРИ. Хотя найти замену гевее, из которой делают латекс, в России невозможно, себестоимость отечественного презерватива все равно получается ниже зарубежного аналога.

Полюбить российское

В 2015 году продажи презервативов производства АЗРИ в натуральном выражении выросли на 30%, а в денежном — на 46%. Но большего роста в компании не ждут. "Дело в том, что презервативы являются брендовым товаром, потребитель делает свой выбор, ориентируясь на бренд", — объясняют в АЗРИ.
"Попытки ввести в ассортимент отечественные марки были, но, к сожалению, по ним мы наблюдали невысокий спрос", — рассказывают в сети аптек "Алоэ". Дело в том, что приверженность покупателей к тому или иному бренду в этой категории товаров очень высокая и без мощной рекламной поддержки новой марки получить лояльность потребителей будет непросто.

Опасный закон

Летом прошлого года Минпромторг предложил ограничить госзакупки импортных презервативов — соответствующие изменения были предложены для проекта постановления правительства РФ, ограничивающего доступ иностранных медизделий к госзакупкам. Речь тогда шла о презервативах для госпитального сегмента (например, для УЗИ), но инициатива вызвала общественный резонанс. На прошлой неделе издание Vademecum со ссылкой на директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Ольгу Колотилову сообщило, что презервативы исключили из перечня.
Полного запрета импортных презервативов можно не опасаться, считают дистрибьюторы. Запрет на закупку презервативов за рубежом в свете импортозамещения вряд ли возможен в силу того, что в России просто нечем будет заменить данный продукт, говорят в JS Medical. Ввиду того что в нашей стране нет производителей сырья для презервативов, перспективы импортозамещения можно оценить как весьма низкие, согласны в DSM Group. Конкурировать по качеству, широте ассортимента российские производители вряд ли могут всерьез. "А в свете очень тревожной ситуации по распространенности ВИЧ среди населения запрет импорта просто опасен", — комментируют в JS Medical.
До 1990 года в России было достаточно производственных мощностей, чтобы обеспечить потребность страны в презервативах, но соответствующую технологическую и производственную базу после приватизации сохранил только наш завод. В связи с дороговизной вывода новых брендов на федеральный уровень в ближайшее время мы не планируем активно продвигать презервативы под нашими брендами. Но, если вырастет интерес к презервативам нашего завода, мы готовы в 5–6 раз увеличить их выпуск и обеспечить россиян качественным продуктом, не уступающим импортным аналогам.
Наталья Симонова
генеральный директор АО "АЗРИ"
Петербург для меня загадка, особенного спроса и посещаемости нашей лавки здесь не было, и мы закрылись. На наш ассортимент спрос стабильный, несмотря на кризис, но я не удивлена, что в целом продажи презервативов растут. Не секрет, что, когда плохо с развлечениями, люди возвращаются к традиционным видам досуга. Что касается импортозамещения, то российским презервативам нужно перестроить маркетинговую политику. Потребители платят в основном за упаковку и бренд. При стандартном качестве они проигрывают в этом.
Есения Шамонина
владелица лавки "Презервативная"