Петербургский бизнесмен открыл хоккейную школу с оборотом 8 млн рублей

Автор фото: Валентин Беликов

У Александра Голошумова (26 лет) по девять тренировок в день. Он тренирует детей в собственной хоккейной школе Good Goal, которая работает с 2013 года. Рынок, на котором играет Александр, оценивается в Петербурге в 1 млрд рублей в год. И пусть доля у него пока небольшая, зато ученики вышли на международный уровень.

Александр Голошумов за свою карьеру хоккеиста успел поиграть за пять российских клубов, но в 18 лет был вынужден уйти из большого спорта из-за травмы. Через 5 лет он открыл свое хоккейное дело.

У всякого свой конек

Хоккейную клюшку он взял в руки в 6 лет и больше с ней никогда надолго не расставался. Сомнений, куда поступать после школы, не было: конечно, в Лесгафта (Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта). Сейчас у Александра диплом специалиста по физической культуре, но главное, что дал университет, — не корочки, а возможности. Однажды однокурсники предложили другу подработку: они учили детей своих знакомых кататься на хоккейных коньках и искали новых тренеров. Так студент-третьекурсник стал преподавателем: учил твердо стоять на коньках, отрабатывать технику катания и скольжения — все это для детей 3-4 лет. Проработав в таком режиме 2 года, Александр понял, что может делать то же самое и сам, уже в другом статусе.
"Мне понравилось работать с детьми, у меня это хорошо получалось. Было представление, как все это должно выглядеть, и своя клиентура", — объясняет Александр.
Таким образом, "отпочковаться" от друзей Александру было уже не очень сложно и затратно. На все ушло 30 тыс. рублей: надо было забронировать лед на месяц, купить набор шайб и клюшек, напечатать и расклеить на катках объявления о наборе групп. Аудитория была выбрана изученная — дети.
На первую тренировку хоккейной школы, которая получила название Good Goal, пришли пять человек.
Сейчас в месяц занимаются 40 человек — это те, кто учится на постоянной основе. Оборот школы в первый год работы (2013 год) составил 4 млн рублей, в 2015-м он достиг 8 млн. У школы четыре тренера, владелец играет главного и на льду: у него по девять тренировок каждый день, и групповые, и индивидуальные.

Конкуренция прямо на льду

"Мальчиков в хоккей ведут в основном мамы, — рассказывает Александр. — Им нравится, что хоккеисты не бывают трусами, а значит, здесь воспитают настоящих мужчин". Девочку, вспоминает он, привели лишь раз: она долго занималась в школе, да и сейчас все еще играет в хоккей, но учиться у Александра перестала.
Школа Good Goal ориентирована на обучение мальчиков до 14 лет. До этого возраста важно дать ученику всю хоккейную базу. Школа формирует команды из учеников-ровесников: подопечные Александра в 2015 году взяли первое место на международном турнире в Финляндии, а сейчас держат шестое место на Кубке Федерации Петербурга: среди 22 команд 20 выступают от СДЮШОР (спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва).
СДЮШОР — главные конкуренты частных спортивных школ на соревнованиях, хотя борьба за родителей и их детей в основном разворачивается все-таки между частными школами. "Одновременно на льду могут быть пять-шесть школ. Родители, конечно, смотрят на тренеров и выбирают, пробуют. Это действительно живая конкуренция — прямо на льду", — говорит Александр.
Тренеры частных школ часто поступают так же, как в свое время Александр, то есть "отпочковываются". Причем нередко уводят за собой часть клиентов — такое случилось и в команде Александра. Сам он относится к этому спокойно.

Хоккейный бум

В 2015 году среди учеников появилось много бизнесменов: играть в хоккей стало модно. "В России в последние годы наблюдается хоккейный бум, — подтверждает Александр Яковлев, владелец хоккейного магазина KM-SPORT. — Как только президент и министр обороны стали играть в хоккей, появились сериалы и фильмы наподобие "Легенды 17" и "Молодежки", люди стали идти в хоккей. Плюс наши показатели сборной России — все это способствует тому, что в Петербурге каждый год открываются новые школы".
В городе десяток частных хоккейных школ: "СКА-Серебряные Львы", ХК "Бульдоги", ХК "Прогресс", ХК "Локомотив" (Колпино), Школа хоккейного мастерства и другие.
Большинство из них детские, хотя есть и смешанные.
"Сначала родители отдают туда детей. Потом приходит папа: он тоже хочет играть, ему интересно, и он идет в ту же школу", — поясняет Александр Яковлев.
Александр Голошумов подтверждает: из пап в его школе можно формировать целую команду: 70% его учеников — дети, 30% — взрослые.
Объем рынка частных хоккейных тренировок в Петербурге оценивается в 1 млрд рублей в год (без учета продаж оборудования и формы).