Уважаемый читатель,
в этом месяце Вы исчерпали лимит статей, доступных без регистрации.

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь:

Уже есть аккаунт в социальных сетях? Войдите через:

Сразу после регистрации Вы сможете
перейти к чтению статьи.

Уже зарегистрированы? Войти

Уважаемый читатель,
Вы выбрали опцию "Заплатить 500 рублей и продолжить чтение в течение 30 дней". Вы можете:
Уважаемый читатель,
В этом месяце Вы уже просмотрели 13 материалов, доступных без подписки. Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, оформите подписку.
Антон Буценко Все статьи автора
17 февраля 2016, 00:10

Основные вопросы про нефть

Зачем России нужна иранская нефть, почему бензин дорожает, несмотря на падение нефтяных цен, и когда это все уже кончится. "ДП" отвечает на ключевые вопросы про нефть.

Пока нефть была достаточно дорогой, она никого особенно не волновала. Стоило ценам рухнуть втрое, как всем вдруг стало интересно, что это и с чем ее едят. Еще бы, именно с нефтью почти напрямую связан курс доллара, из-за роста которого жить вдруг стало сильно дороже. Впрочем, даже эта связь ключевого экспортного товара с уровнем общего благосостояния для многих стала открытием.

Почему жить при дешевой нефти нам придется многие годы

Почему жить при дешевой нефти нам придется многие годы

770
Александр Пирожков ap@dp.ru

Попутно возникает много вопросов. Последний, например, связан с поставками первой нефти из Ирана. В сообщении о первом танкере, направлявшемся в Европу, говорилось, что один из покупателей — Россия. И это притом что РФ стабильно входит в тройку мировых лидеров по добыче нефти наряду с Саудовской Аравией и США. Кроме того, Россия борется и за лидерство по экспорту.

Зачем России иранская нефть?

О том, что Россия будет покупать иранскую нефть, сообщалось еще в июне прошлого года, когда вопрос о снятии санкций по факту уже был решен. Оставалось дождаться января, пока Тегеран выполнит условия по сокращению своей ядерной программы. Договоренность на уровне государств подразумевала объемы в 500 тыс. баррелей в день. Но на самом деле в Россию не попадет ни капли иранской нефти. Речь идет о поставках на НПЗ российских вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые расположены за границей. Собственные НПЗ в Европе есть у "ЛУКОЙЛа".

Вице-президент компании Владимир Некрасов подтвердил в СМИ факт покупки, но для какого завода она сделана, уточнять не стал. По информации Интерфакса, речь идет о поставках на румынский завод Petrotel. И дело не в каких-то особенных свойствах иранской нефти, это исключительно вопрос логистики: нефть из Ирана доставить проще, чем из Сибири. Не попадет иранская нефть в Россию и в виде нефтепродуктов: они также разойдутся по Европе. В прошлом году все заграничные НПЗ "ЛУКОЙЛа" заработали $200 млн, отметил Владимир Некрасов. Россия в принципе практически не импортирует нефтепродукты, наоборот.

Суточная добыча в 2014 году, тыс. баррелей

Источник: BP

У того же "ЛУКОЙЛа" достаточно сильное трейдинговое подразделение: первую закупку нефти как раз сделала дочка Litasco. Возможно, нефть купили в том числе для краткосрочной биржевой торговли, предполагает старший аналитик по нефтегазовому сектору "Атона" Александр Корнилов. У сделки с Ираном по большей части имиджевая составляющая. Компания давно зарекомендовала себя как серьезный игрок на рынке Ближнего Востока. В Иране в том или ином виде она уже присутствует. Недавно компания включилась в два проекта по разведке. Есть также договоренности о своповых поставках.      

Вряд ли в ближайшее время речь может идти о ежедневных поставках в 500 тыс. баррелей в сутки, эта планка будет достигнута нескоро, сомневается эксперт. До снятия санкций Иран экспортировал около 1,5 млн баррелей нефти. Преимущественно в Китай. С другой стороны, неоднократно сообщалось, что запасы Ирана в хранилищах насчитывают около 50 млн баррелей.

Когда нефть будет стоить $100?

Почему бензин в России дорожает, не глядя на нефть

Почему бензин в России дорожает, не глядя на нефть

6384
Антон Буценко

Самый позитивный вариант ответа — нескоро. Дело в набившем уже оскомину балансе спроса и предложения. Последнее значительно превышает спрос. По оценке МЭА, только в этом полугодии суточный навес над добычей составит 1,75 млн баррелей. Именно на достижение баланса направлены переговоры нефтедобывающих стран, среди которых лидер ОПЕК Саудовская Аравия и такой условно независимый игрок, как Россия. Независимый лишь в том смысле, что Россия еще недавно не была связана никакими договоренностями с конкурентами. Однако зависимость бюджета от нефтяной ренты по итогам прошлого года составила чуть ниже 50%.

Буквально вчера, 16 февраля, спекуляции о совместном снижении добычи станами ОПЕК и России прекратились более или менее конкретной новостью. Саудовская Аравия и Россия договорились заморозить добычу на уровне 11 января. С США вопрос вроде как не обсуждался: до роли нетто-экспортера стране, в которой совсем недавно отменили эмбарго на экспорт, еще очень далеко. К тому же затяжное падение цен по сути — элемент войны технологий. Саудитам справедливо не нравилось, что США стали меньше зависеть от импорта сырья. Пользуясь тем, что себестоимость добычи на Ближнем Востоке существенно ниже, они начали игру, которую в итоге стали называть "умри ты сегодня, а я — завтра".  

С одной стороны, заморозка добычи, о которой радостно сообщают СМИ, — это хорошо. Если не вкладываться в новые месторождения, старые рано или поздно истощатся. Вкупе с тем, что крупнейшие американские компании уже объявили о снижении инвестиций с $101 млн в 2015 году до $78 млн в этом, звучит просто великолепно. Однако, заморозка уровня добычи, который в январе побил новый рекорд, все-таки вряд ли подразумевает запрет на новое бурение. По оценке МЭА, за год спрос вырастет на 1,2 млн баррелей в день. К тому же, именно Саудовская Аравия в последнее время регулярно превышала квоту ОПЕК, наращивая добычу и демпингуя на европейском рынке. Веры в честную игру мало. Есть вероятность, что неформальный лидер ОПЕК просто устал быть тем самым спасителем, за счет которого на рынке росли цены в прошлые десятилетия, и, вероятно, давал понять, что если и закручивать вентили, то всем вместе.

Показатель в $100 недостижим по меньшей мере в ближайшие 2 года, считает территориальный директор "БКС Премьер" Вадим Исаков. Никто из основных игроков пока не спешит снижать добычу, а тут еще и голодный Иран со своей нефтью. Дополнительные 0,5-1 млн баррелей в день, которыми Иран пугает рынок, не повлияют на котировки критически, но все тот же рост предложения сильно затормозит темп восстановления цен.

Уже появились новости, что в Иране, Ираке и Венесуэле решили подумать, не подключиться ли к заморозке. Звучит как минимум любопытно: одна только Венесуэла критически зависит от нефтяных доходов — доля черного золота в структуре экспорта близка к 90%. Неизвестно, есть ли у них резервы для игры вдолгую, хватит ли властям страны, стоящей на грани дефолта, смелости на непопулярные шаги. А тот же Иран слишком долго ждал снятия санкций, чтобы просто так взять и согласиться.    

Упадет ли нефть до $5?

           

Прогнозировать цены на нефть вредно для репутации, говорил в былые годы Егор Гайдар. На сегодняшний день стоимость барреля в $5 выглядит как страшная сказка. Однако нефть торговалась вблизи этой цены не так уж и давно. До 1998 года нефть по $15-20 в принципе считалась нормой. В новейшей истории России дном нефтяных цен принято считать уровень в $8,9. Понятно, что уровень цен тогда был совершенно другим, тем не менее столь низкая стоимость стала одним из предвестников кризиса 1998 года.

На сегодняшний день прогнозы о стоимости нефти в $5, 10 и даже 20 оторваны от объективной реальности, считает Вадим Исаков. "Нефть — это не какая-то компания в предбанкротном состоянии, акции которой обнуляются, это натуральное сырье, спрос на которое все еще растет из года в год", — говорит аналитик. В среднем себестоимость добычи нефти в мире сегодня приближается к ее рыночной стоимости. Из-за этого многие добывающие компании замораживают либо уменьшают свои инвестиционные проекты, урезают расходы, заложенные на будущее (см. предыдущий пункт).

Только в США, на показатели которых привыкли ориентироваться инвесторы всего мира, число буровых за полтора года сократилось больше чем втрое. Базовый сценарий "БКС Премьер" — $40-42 за баррель Brent к середине года, к концу года цены могут добраться и до $50.

Почему бензин не дешевеет вслед за нефтью?

Тема роста цен на бензин, несмотря на дешевеющее сырье, поднимается постоянно. Но сколько об этом ни рассказывай, этот вопрос продолжают задавать. Если вкратце, в России, например, доля цены нефти в конечной цене топлива не превышает и 7%. Все остальное — это налоги, акцизы, логистика и все тот же баланс спроса и предложения. В прошлом году, например, из-за переходной налоговой системы гнать нефть на экспорт было выгоднее, чем перерабатывать. К тому же российские ВИНКи порой покрывали недостаток доходов от нефти экспортом готового топлива. Дефицит бензина, возникавший внутри страны, разгонял цены вкупе с сезонными остановками НПЗ. В пример в этом смысле часто любят приводить Венесуэлу и благополучные страны Персидского залива, где цены на бензин сравнительно низкие. Однако и там, и там подобное благо дотируется из бюджета, тогда как у нас это один из источников его наполнения.

В итоге непонятно даже, кому сейчас тяжелее: россиянам или тем, кто привык к низким ценам. В той же Саудовской Аравии в конце прошлого года цены на бензин резко повысили на 40%. У нефтедобывающей страны не просто не хватает сил помогать своим гражданам, год закончился с дефицитом бюджета в $97,9 млрд, или 15% ВВП. Только в 2011 году, вполне благополучном в плане цен, ежегодные потери Венесуэлы из-за дотаций оценивались в $21 млрд. В середине января 2016 года новый лидер страны Николас Мадуро заявил, что цены пора поднимать. Годами неизменная цена в 0,097 боливара (около 3 российских копеек) за 1 л на фоне падения доходов от нефти уже не имеет права на существование, заявил он в эфире национального телевидения. Так что неизвестно, останется ли за Венесуэлой звание страны с самой низкой стоимостью бензина в мире.

Другие статьи по темам

Персоны и Компании
Показать комментарии
Комментарии:
To:
Новости партнеров
Реклама
Рецензия на киноАренда недвижимостиАвтодилерыКультураОблигацииРецензияСанкт-ПетербургМенеджерРестораны и клубыПулковоУрбанистикаДолжникиДоходХоккейТест-драйвБизнес-ЦентрыЗапрет хостеловРейтинг миллиардеров ДПАвиакомпания РоссияАкцииАвторская колонкаБизнесАрбитражМатвиенко ВалентинаПремииТеннисИнтервьюОтставки и назначенияОборонная промышленностьСмольныйОбществоФраншизаСанацияАвтомобильный обзорТорговляСексФутболПищевая промышленностьСвое делоКиноСельское хозяйствоГостендерыСтроительствоВыборы-2016ПроизводствоСделкаБанкротствоЦентральный районОбразованиеПродажа бизнесаОтставкаЕдаМалый бизнесФинансыФутбольный клуб ЗЕНИТНовости компанийРаботаМосковская биржаШнобелевская премияРейтинги ДПРейтингЛужский районЭнергетикаГородская хроникаНедвижимостьИнформационные технологии (IT)СирияВойна в СирииАрхитектураЛенэнергоЗапрет на полеты в ЕгипетРеставрацияЭкономическая политикаМатвиенко СергейГрозный обзорРеконструкцияСудебные делаЛенобластьСубсидииКИОПромышленностьСудИскИнвестицииПолитикаБизнес-кейсАвиацияПокупка бизнесаМуниципальное жильеСудостроениеЭкономическая политикаДеловой тестСудебные спорыНовости СПбСпортМодернизацияТехнологииТуризмТеатр Все теги
Основные рубрики ежедневной газеты "Деловой Петербург"
Бизнес-новости дня: Санкт-Петербург и Ленобласть, комментарии экспертов, заявления городских политиков, прогнозы развития событий. Финансовые новости (экономика, биржи, банки, ипотека, новости трейдинга, котировки валют, котировки акций). Рынок недвижимости в Спб, новости коммерческой недвижимости и строительства в Петербурге. Промышленный Санкт-Петербург, малый бизнес и предпринимательство в Спб, компании Петербурга, импорт, экспорт, экономическое развитие Петербурга и Ленобласти. Сделки, арбитражные споры, слияния, банкротства в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Политика в мире: конфликты, кризисы, переговоры, саммиты, международная дипломатия. Политика в России. Городские новости. Дороги Санкт-Петербурга. Интервью с петербуржцами, репортажи, события. Семинары и конференции для деловых людей.