Миллиард на аптеки и регионы

СПб. Фармхолдинг "БСС" Эдуарда Захрабекова вложит 1 млрд рублей в развитие. В ближайшие годы он хочет открыть 500 аптек и войти в пятерку крупнейших фармдистрибьюторов.

В ближайшие 2–3 года фармхолдинг "БСС", который принадлежит петербургскому миллиардеру Эдуарду Захрабекову, рассчитывает войти в топ–5 российских фармдистрибьюторов. Для этого компания расширит географию присутствия за счет открытия новых филиалов в Нижнем Новгороде, Воронеже, на Дальнем Востоке и в Сибири. Сейчас у БСС 10 филиалов со складскими комплексами в ЦФО и на Урале. Также БСС активно развивает розничную сеть и планирует довести число аптек до 500.

Амбициозные планы

В реализацию планов БСС готов вложить 1 млрд рублей, сообщил Эдуард Захрабеков, президент холдинга.
По его словам, половина суммы — собственные средства компании, остальное — кредиты ВТБ и Сбербанка, с которыми сейчас идут переговоры.
Годовой оборот БСС в 2015 году составил около 30 млрд рублей, в этом году он вырастет на 30%, ожидает Эдуард Захрабеков.
По данным RNC Pharma, БСС находится на 9–м месте среди лидеров России по фармдистрибуции с долей рынка 3,2% по итогам 9 месяцев 2015 года. Чтобы войти в пятерку лидеров, компании потребуется более чем в 2 раза увеличить свою долю, а сделать это будет непросто.
"В топ–5 рынка входят очень серьезные конкуренты, чтобы добиться цели. БСС необходимо удвоить собственный оборот, при условии что конкуренты останутся на прежнем месте", — говорит Павел Расщупкин, директор по аналитике "АРЭНСИ Фарма". С другой стороны, цель вполне реальна, если БСС заключит альянс с другим дистрибьютором, полагает эксперт.
Сейчас в состав фармхолдинга "БСС" входит сеть из 127 аптек "Алоэ".
В ближайшее время компания готовится закрыть сделку по приобретению региональной сети из 71 аптеки. "Скорее всего, речь идет об одном из региональных подразделений "А5", сейчас как раз идет распродажа ее региональных активов", — отмечает Павел Расщупкин.
По его мнению, если у инвестора есть деньги, то момент для развития хороший — конкуренты по большей части испытывают проблемы и могут приостановить собственное развитие. Но риски стратегии связаны со снижением платежеспособности населения.

Выгодное соседство с магазинами

"В феврале мы заключили контракт с Х5 Retail Group о размещении 330 аптек на территории новых магазинов компании в регионах присутствия БСС", — рассказала Наталья Самарина, генеральный директор сети "Алоэ".
По ее словам, речь идет в основном о формате shop–in–shop — открытии аптечного пункта средней площадью 50 м2 внутри "Пятерочки" или "Перекрестка". Аналогичные переговоры "Алоэ" ведет и с другими ретейлерами: Metro C&C, "Лента", "Призма".
Аптеки "Алоэ" площадью от 20 до 100 м2 будут расположены как в прикассовой зоне, так и в торговом зале универсамов "Пятерочка", подтвердили в X5. Первые открытия состоятся в Петербурге, Ярославле, Липецке, Рязани и Обнинске, всего же соглашение касается 21 города. Это партнерство поспособствует увеличению трафика, надеется ретейлер.
Инвестиции в аптечный shop–in–shop составляют 1,2 млн рублей, а выход на точку безубыточности занимает 2–4 месяца, приводит данные Наталья Самарина.
Для сравнения: аптека в стрит–ретейле обходится на 30% дороже, а о безубыточности можно говорить спустя полгода, добавляет она.
В будущем БСС займется и производством. Как рассказал Эдуард Захрабеков, у холдинга есть подходящие площади под завод, сейчас он ведет ряд переговоров с иностранными компаниями, чтобы определиться с тем, что именно выпускать в России. Это могут быть субстанции для лекарств, БАДы или же биоаналоги лекарственных препаратов.