Корреспондент "ДП", побывавший в Гаване, рассказывает об атмосфере исторической встречи

Автор фото: ТАСС

Поздно вечером 12 февраля на Кубе впервые в истории встретились главы РПЦ и католической церкви. Специальный корреспондент "ДП", побывавший в Гаване, рассказывает об атмосфере встречи и о подписанных документах.

Встреча патриарха Кирилла и папы Франциска стала первой в истории отношений двух церквей. Пока христианство было единым, не существовал московского патриархата. А когда он появился, католики и православные уже заметно отдалились друг от друга.
Встречу готовили последние 20 лет, в активную фазу подготовка вошла полтора года назад. Новый глава католической церкви выразил готовность делать существенные шаги навстречу, а ситуация в мире для христиан в ряде регионов мира стала настолько тяжелой, что, несмотря на остающиеся разногласия (в основном они касаются богословских вопросов, темы первенства папы, а также разногласий вокруг украинской греко-католической церкви), встречу решили больше не откладывать.
Инициаторами встречи были католики. В РПЦ долго уклонялись от нее, выдвигая различные условия.. Реальная причина, вероятно, не в этом. Православных (не всех, но многих) смущает, что патриарх рядом с папой выглядит все-таки второстепенной фигурой (он объединяет лишь часть, хотя и большую, православных верующих), поэтому Ватикан использовал все дипломатические и риторические приемы, чтобы подчеркнуть, что речь идет об общении братьев, следовательно - равных.
Главной целью встречи были не сделанные заявления, а сам факт общения.. Одной из основных проблем христианской церкви является ее разъединенность. В этой ситуации встреча, объятия и совместные заявления главы миллиарда католиков и главы крупнейшей из православных поместных церквей была важнейшим для христианства событием.
В качестве площадки была выбрана Гавана: Кирилл не хотел встречаться в Европе, обе иерарха отправились в латиноамериканские паломничества, а сама Куба является одновременно и "красной", и католической, то есть своей и для русских православных, и для Ватикана. Конкретным местом встречи стал аэропорт: это позволило избежать ненужного официоза и подчеркнуть, что встреча эта исключительно "по делу".
Текст совместного заявления утверждали заранее. Главные его пункты касаются ситуации на Ближнем Востоке: православные и католики заявили об объединении своих усилий для достижения мира и прекращения страдания христиан и всех людей на этой земле, а также от лица Кирилла и Франциска призвали международное сообщество к более активным действиям на этом направлении.
Часть пунктов совместного заявления также касаются того, что православным и католикам следует углублять все формы общения и совместной работы по решению насущных проблем, прежде всего - защищать христианские ценности во всем мире. Отдельного внимания удостоена тема семьи и брака.
Первым на Кубу прилетел патриарх - у него была запланирована здесь большая программа, включая не только пастырские, но и дипломатические мероприятия.. Ради встречи иерархов на двое суток закрыли терминал местных вылетов гаванского аэропорта Хосе Марти. Патриарха встречал кубинский лидер Рауль Кастро. Бодрым шагом спустившись с трапа, Кирилл произнес речь о близости кубинского и русского народов.
Папа прилетел в Гавану специально ради этой встречи (по дороге в Мексику) и улетел сразу после нее. Его также встречал Кастро-младший. Патриарх к тому времени (на второй день после своего приезда) тоже прибыл в аэропорт. Папа спустился с трапа, вошел в зал официальных делегаций, и встретившиеся впервые в истории главы католической и Русской православной церквей обменялись троекратным поцелуем.
Франциск, как ему это свойственно, делал более широкие жесты и более яркие заявления.. В короткой вступительной речи он четырежды использовал слово "братья", а едва увидев и обняв Кирилла, произнес слово "наконец-то". Глава РПЦ тоже оттаял и сказал, что "теперь (когда встреча состоялась) все будет проще". И оба иерарха отметили, что встреча наконец состоялась "благодаря воле Божьей".
Следующие два часа Кирилл и Франциск провели наедине, их сопровождали только переводчики. Когда иерархи снова вышли к журналистам, все обратили внимание на то, что Кирилл по-прежнему бодр, а папа выглядит измотанным. Впрочем, это могло быть связано не столько с непростым разговором, сколько с тем, что Франциску ради этой встрече пришлось всю ночь провести в самолете.
Итоговое совместное заявление подписывали молча и сидя. После завершения формальностей папа, не вставая, обнял патриарха.
Потом были сделаны заявления для прессы. Первым выступал патриарх: он рассказал, что разговор был "откровенной и братской дискуссией" и отметил, что эта "содержательная беседа позволила нам лучше понять и почувствовать позиции друг друга". Кирилл выразил уверенность, что католики и православные смогут более активно совместно работать для защиты христиан и христианства и подчеркнул, что оба иерарха осознают значимость этой встречи и своих дальнейших действий "для христианства и для человечества".
Франциск со своей стороны подчеркнул, что диалог был плодотворным и что он почувствовал в этом диалоге "присутствие Святого Духа". Также папа намекнул на предварителные договоренности о совместных направлениях работы двух церквей, впрочем не уточнив, что именно имеется в виду.
По завершении официальной части стороны обменялись подарками, и спустя некоторое время папа покинул Кубу. Его провожали кардиналы и Рауль Кастро. Кубинский лидер счел это событие настолько важным, что не покидал взлетно-посадочной полосы, пока самолет Франциска не взлетел.
В первые же часы после этой встречи официальные лица и церковные обозреватели выступили с комментариями. Они отмечают, что встреча получилось именно такой, какой обещала стать - беспрецедентной. Русская православная церковь и католики в лице своих иерархов в кратчайший срок прошли путь от разговоров о проблемах и разногласиях к словам о братстве, любви и необходимости совместной работы. На этой встрече никто не говорил о формальном объединении церкви, но в некотором роде это объединение - объединение заявлений и усилий - уже состоялось.