Почему в России рано снимать байопики про биржевых игроков

Автор фото: flicr.com

Белые воротнички с Уолл-стрит давно стали героями американских фильмов. Образ человека, способного зарабатывать на фондовом рынке, стал для американцев едва ли не одной из ролевых моделей. Дело, как ни странно, в финансовой грамотности зрителей.

Разумеется, фильмов финансовой тематики снимается далеко не так много, как боевиков, мелодрам и дурацких комедий. Но сам факт появления такой темы в масскульте заставляет задуматься о природе явления.
Уже были две части "Уолл стрит", был и волк с этой самой улицы, был и "Предел риска" с Кевином Спейси. Последний пример — "Игра на понижение", в котором рассказывают не столько о причинах финансового кризиса 2008 года, сколько о людях, которые приложили к этому руку. Что было у них в голове и как они дошли до жизни такой.
Цели снять краткое руководство по завалу крупнейшей экономики мира авторы, понятно, не ставили. Да и попробуй пойми с наскоку все эти хитросплетения с необеспеченными ипотечными кредитами. Впрочем, баланс между уроком экономики не совсем для чайников и несопливой драмой соблюсти вполне удалось.
Главных героев, что тоже симптоматично, сыграли звезды первой величины. Один только Брэд Питт обошелся авторам, пожалуй, в добрую часть 28-миллионного бюджета. Сборы в США, где фильм стартовал еще в ноябре, превысили этот бюджет вдвое. Однако в России любимец женщин фильму помочь не смог. Если верить "Кинопоиску", с 21 января сборы фильма едва добрались до $1,1 млн.
Для сравнения на "Омерзительную восьмерку" Тарантино, которую показывают всего на неделю дольше, российские зрители потратили $5,26 млн. В общем, не спишешь провал ни на кризис, ни на слабо развитую киносеть. Просто целевая аудитория меньше в разы.

Спрос определяет предложение. До сих пор сложно представить себе современный массовый фильм, снятый в России, где главный герой не бандит или не работник органов. Куда уж там до служащего инвесткомпании.
В попытке понять, почему одни размышляют на тему финансового кризиса и прочих высоких материй, а мы — нет, наверное, правильнее было бы копать в сторону культурологических различий. Ну да, мы все  атеще не отрефлексировали "лихие" 90-е, страна молодая встает с колен, а вслед за ней и киноотрасль, ну и так далее.

Страна молодая

 
Но есть объяснение чуть проще. В силу опять же молодости страны, капитализм у нас пока не получается, с таким-то перекосом в госсектор. Все еще нет и заметной прослойки среднего класса, да что уж там, доля малого бизнеса в ВВП болтается где-то вблизи 5%.
В том числе отсюда и низкая культура инвестиций: о том, что вклад в банке — далеко не самое выгодное предприятие знает не каждый. Зато все знают, что это надежно. По данным ЦБ на начало ноября 21,2 трлн рублей накоплений россиян лежали в банках мертвым грузом.
Для всей финансовой системы РФ характерен очевидный перевес активов банковского: с 2012 года по отношению к ВВП они выросли с 79,6% до 101,1%, писал в прошлом году Центробанк. Вклады населения к концу первого полугодия 2015 года составляли 27,2% ВВП.
Не рискуют и пенсионные фонды, активы которых к ВВП составляют всего 6,5%. По данным ОЭСР, в большинстве стран около 20% пенсионных средств вложены в акции, еще 50% — в облигации. В России же пенсионные накопления почти на 60% сконцентрированы на тех же депозитах. В сухом остатке — огромные деньги почти не работают, ни на экономику, ни на их владельцев.  
Для сравнения в тех же США еще в 2007 году на депозиты приходилась всего 1/6 сбережений американских домохозяйств — $7,3 трлн. Еще $5,4 трлн приходилось на акции, $5,1 трлн лежали в паевых фондах, накопления на старость составляли $17 трлн. Совсем другая структура.  

Кто это делает и зачем

 
Понятно, что далеко не все американцы понимают, как торговать на бирже: когда сбрасывать акции и когда их покупать. За них это делают инвестиционные компании и управляющие теми же пенсионными фондами. Речь о том, что они не боятся доверять управление своими деньгами чужим людям. И вот об этих людях снимают кино и сериалы, чтобы показать, чем они вообще занимаются.
Российский Центробанк пытается сделать срочный и фондовый рынки привлекательными, но пока не особо успешно. Речь идет только о налоговых вычетах по индивидуальным инвестиционным счетам, которые работают чуть больше года. Освободить от налогов купонный доход по облигациям ранее призвал президент. До этого в Минфине завели разговор о необходимости "понятных населению" облигаций.
Ну то есть месседж финансовых властей вполне очевиден — несите ваши деньги, не бойтесь. Но вот рецепта борьбы со страхом нового "МММ" пока никто не предлагает. Прозвучит наивно, но почему бы не попробовать действовать от обратного и не снять об этом кино. Пока Александр Бастрыкин и Игорь Сечин не заразили всю страну своими фобиями о спекулянтах и биржевых роботах.  
К слову, о том, как это все работает очень увлекательно рассказывает новый, конечно же американский, сериал "Миллиарды". Пока вышло всего 4 серии, зато уже известно, что Showtime продлил его на второй сезон. Будет интересно.