Петербургский фармхолдинг БСС потратит 1 млрд рублей на развитие

Автор фото: Спицын Михаил
Пресс-конференция ООО "Балтик Секьюрити Сервис". Захрабеков Эдуард, президент ООО "Балтик Секьюрити Сервис" ("БСС").

Петербургский фармхолдинг "БСС" инвестирует 1 млрд рублей в расширение аптечной сети и развитие дистрибуции. Холдинг хочет войти в пятерку лидеров российской фармдистрибуции, но подвинуть конкурентов будет непросто.

В ближайшие 2-3 года фармхолдинг "БСС", который принадлежит петербургскому миллиардеру Эдуарду Захрабекову, рассчитывает войти в топ-5 российских фармдистрибуторов. Для этого компания расширит географию присутствия за счет открытия новых филиалов в Нижнем Новгороде, Воронеже и одном из городов Дальнего Востока и Сибири. Сейчас у "БСС" 10 филиалов со складскими комплексами.
Также "БСС" активизировала развитие розничной сети и планирует довести число аптек до 500 в ближайшие 2-3 года. В реализацию планов "БСС" готова вложить 1 млрд рублей, сообщил Эдуард Захрабеков, президент холдинга. По его словам, половина суммы — собственные средства компании, остальное — кредиты ВТБ и Сбербанка. Годовой оборот "БСС" в 2015 году составил около 30 млрд рублей, в этом году он вырастет на 30%, ожидает Эдуард Захрабеков.
По данным RNC Pharma, "БСС" находится на девятом месте среди лидеров по фармдистрибуции с доле рынка 3,2% по итогам 9 месяцев 2015 года. Чтобы войти в пятерку лидеров, компании потребуется более чем в два раза увеличить свою долю рынка, а органически это будет сделать непросто, предупреждают эксперты. "В топ-5 очень серьезные конкуренты, фактически, чтобы добиться цели, "БСС" необходимо удвоить собственный оборот при условии, что конкуренты останутся на прежнем месте, — говорит Павел Расщупкин, директор по аналитике "АРЭНСИ Фарма". По его словам, цель вполне реальна, если "БСС" заключит альянс с другим дистрибьютором.
Крупнейшие фармдистрибуторы страны, 9 месяцев 2015 года
Источник: данные "АРЭНСИ Фарма"
Заберут аптеки у конкурентов
Сейчас в состав фармхолдинга входит сеть из 127 аптек "Алоэ". В ближайшее время компания готовится закрыть сделку по приобретению региональной сети из 71 аптеки. В перспективе "Алоэ" будет расширяться и за счет поглощений, и органически, подчеркнули в компании. "Скорее всего, речь идет об одном из региональных подразделений А5 (сейчас как раз идет распродажа региональный активов последних), отмечает Павел Расщупкин. Расширение сети до 500 аптек вполне реально, вопрос только в объеме инвестиций. Если деньги есть, то момент для развития хороший — конкуренты по большей части испытывают проблемы и могут приостановить собственное развитие. Но риски стратегии связаны с кризисом и снижением платежеспособностью населения.
"В феврале мы заключили контаркт с Х5 Retail Group о размещении 330 аптек на территории новых магазинов компании в регионах присутсвия "БСС", — рассказала Наталья Самарина, генеральный директор сети "Алоэ". По ее словам, речь идет в основном о формате shop-in-shop — открытии аптечного пунка средней площадью 50 м2 внутри "Пятерочки" или "Перекрестка". Аналогичные переговоры "Алоэ" ведет и с другими ретейлерами: Metro C&C, "Лента", "Призма".
Инвестиции в аптечный shop-in-shop составляют 1,2 млн рублей, а выход на точку безубыточности занимает 2-4 месяца, приводит данные Наталья Самарина. Для сравнения, аптека в стрит-ретейле обходится на 30% дороже, а о безубыточности можно говорить спустя полгода, добавляет она.
Не только продавать, но и производить
В будущем фармхолдинг начнет заниматься и производством. Как рассказал Эдуард Захрабеков, в собственности холдинга есть подходящие площади под завод, сейчас он ведет ряд переговоров с иностранными компаниями, чтобы определиться с тем, что именно выпускать в России. Это могут быть субстанции для лекарств, БАДы или же биоаналоги лекарственных препаратов.