В России растет доля займов на еду

Население России стремительно беднеет, и многие уже готовы покупать еду в кредит. МФО отмечают рост доли займов на продукты, и, хотя давать взаймы тем, кто не может даже еду купить на свои деньги, слишком рискованно, у сегмента есть потенциал.

Сеть супермаркетов "ВЛ-Март" во Владивостоке предложила своим клиентам покупать продукты в кредит. Покупателям предлагают приобрести карту, по которой можно купить продукты в сети на условиях краткосрочного займа. Сумма кредита ограничена 10 тыс. рублей, процентная ставка в зависимости от стоимости карты может составлять 3%, 4% или 5%.
Услугой воспользовались уже 80 человек, в основном клиенты пользуются ею для покупки крепкого алкоголя и дорогих закусок, а пик продаж пришелся на новогодние праздники, пояснила Reuters начальник отдела маркетинга "ВЛ-Март" Евгения Еремич. Микрозаймы для покупки продуктов в сети "ВЛ-Март" выдает родственная ей финансовая компания "ВЛ-Финанс".

Еду в кредит стали покупать чаще

Кризис и его последствия – увольнения, задержки зарплат и общее падение реальных доходов россиян на фоне растущей инфляции привели к росту числа микрозаймов на неотложные нужды, в том числе продукты питания. Эту тенденцию микрофинансовые организации заметили еще в 2014 году.
Так, в начале 2014 года займы на покупку продуктов питания и товаров повседневного спроса составляли 17%, в начале 2015-го – уже 34%, свидетельствовали опросы микрофинансовых организаций. На данный момент, по оценке директора сервиса онлайн-займов "Робот Займер" Сергея Седова, доля займов на неотложные нужды составляет уже 40-50%. "Это, конечно, питание, а также одежда, медикаменты, оплата жилищно-коммунальных услуг и пр. Из-за сокращений в компаниях, снижения заработных плат и инфляции реальных доходов граждан уже не хватает на покупку необходимых вещей", – говорит Сергей Седов.
Источник: Данные Росстата; 2015 - предварительные данные Росстата
Потенциал у сегмента есть, на покупку товаров повседневного спроса на сегодняшний день оформляется каждый третий заем, говорит операционный директор группы компаний "Быстроденьги" Андрей Клейменов. По остальным целям, по его словам, наоборот, наблюдается отрицательная динамика. "Если в 2014 году на покупку одежды, обуви брали 12% займов, то сегодня уже 6%. В 2 раза сократилась доля займов на покупку электроники и бытовой техники", – говорит он. "У нас 26,2% заемщиков брали займы на текущие расходы, которые включают в себя траты на продукты, связь и транспорт", – сообщил генеральный директор глобального бизнеса МФО "Честное слово" Андрей Петков.
Компаний, которые специализируются именно на выдачах кредитов на еду, в России нет, поэтому это новая ниша. Однако практика продажи еды в кредит уже существует. Так, МФО дают в долг деньги, которые заемщик может потратить в том числе и на еду, хотя в продуктовой линейке микрофинансовых организаций крайне редко конкретизированы займы по цели получения. Кредитные карты банков тоже, как правило, не предполагают конкретной цели, на которые клиент использует кредитный лимит.
Продают продукты питания в кредит и некоторые торговые сети, чтобы подстегнуть спрос. Например, сеть "Ашан" предлагает клиентам оформить покупателям кредит с моментальным рассмотрением при условии покупки кредитной карты Оней Банка, дочки французской группы Oney Banque Accord, входящей в группу Auchan. Сумма кредита в "Ашане" ограничена суммой 200 тыс. рублей, срок и условия определяются индивидуально, а сам кредит выдается без процентов при условии возврата долга в установленный срок.
Кроме того, практика брать еду в кредит давно распространена в сельской местности: в деревнях подобные займы выдают в небольших палатках и магазинах работающим покупателям, которые попали в сложную ситуацию в связи с задержкой зарплаты. Такие сделки, конечно же, никак не оформляются, процентов никаких не предполагают и строятся на личных отношениях продавца и покупателя.

Слишком бедные заемщики

И, хотя ниша остается практически свободной, а спрос на подобное кредитование с ростом инфляции и падением доходов только растет, представители МФО говорят, что риски слишком высоки.
"Предоставление займа на такие товары, как продукты питания, – это перебор. Потенциал этого сегмента небольшой. Данные продукты вряд ли будут пользоваться популярностью. Компании, предоставляющие займы такого рода, скорее всего, понимают, что клиент не сможет выплатить свой долг и пойдет на просрочку. Нужно четко понимать, что кредит должен улучшать жизнь человека, а не ставить его в безвыходную ситуацию", – считает сооснователь сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.
"Если заемщику не хватает на самое необходимое – продукты питания, то дела у такого заемщика обстоят совсем плохо. Как правило, такие граждане должны не занимать средства у МФО, банков и т. д., а требовать помощи у органов социальной защиты. Сомневаюсь, что заемщик, указывающий покупку продуктов питания в качестве цели займа, представляет, из каких источников он будет погашать микрокредит", – рассуждает он.

Перспективы в сотрудничестве

Однако у этого сегмента есть потенциал в случае тесного сотрудничества торговых сетей и МФО, больших вложений в скоринговые системы, которые помогают определить платежеспособность заемщика, и проведения грамотной тарифной политики.
"Кредитование как компетенция очень сильно отличается от компетенции, которой владеют ретейлеры, и, на наш взгляд, отсутствие фокуса на последней приведет торговые сети к финансовым потерям. Более жизнеспособная модель – если ретейлеры будут выступать агентами МФО, и именно МФО будут оценивать заемщиков и брать на баланс займы. При этом каждый будет зарабатывать на том, в чем он разбирается лучше: ретейлеры – на торговой наценке, МФО – получая процентный доход", – предполагает Сергей Седов.
Если ставки будут несопоставимо выше ставок по кредитным картам и при этом процедура согласования кредита будет жестче, чем у МФО, то услуга может не найти своего клиента, прогнозирует директор СПб филиала компании "Алор Брокер" Ольга Лебединец.
Важны и инвестиции в скоринг. "Работа с такими рисками должна быть заложена в бизнес-модель. Прогрессивные методы скоринга позволяют их оценивать на достаточно высоком уровне", – оценивает Андрей Клейменов.
"Для крупных городов такая практика может быть жизнеспособна благодаря наличию базы данных заемщиков, доступа к их кредитной истории и, конечно, коллекторской службы. Оперирование инструментами дает большие финансовые затраты, поэтому, конечно, процент по таким кредитам будет высокий, – считает генеральный директор МФО "Мани Фанни" Александр Шустов. – Скорее всего, это точно такая же "отсрочка оплаты до зарплаты", только модифицированная для больших городов. Вряд ли срок кредита на продукты превышает 1 месяц, так как за это время горожанин получит зарплату и расплатится, а если места работы у него нет, такой кредит на продукты не выдаст ни один здравомыслящий коммерсант".
По прогнозу Александра Шустова, такая схема будет занимать менее 0,1% от всего рынка микрокредитования и в силу возможного изменения законодательства не в пользу коллекторов подвержена большим рискам.
Но в целом это направление кредитования в текущей экономической ситуации имеет потенциал, так как доля бедного населения растет, говорит главный исполнительный директор компании "Домашние деньги" Андрей Бахвалов. Согласно исследованию Финансового университета при Правительстве РФ, доля критически бедного городского населения в стране - 10%, доля малообеспеченного – 54%, и эта доля увеличивается.