Почему патриарх и папа не могли встретиться и что они теперь нам скажут

На Кубе впервые в истории встретятся патриарх Московский и глава католической церкви. Специальный корреспондент "ДП" в Гаване рассказывает, что им мешало увидеться последнюю тысячу лет и что они наконец скажут миру.

В пятницу в гаванском аэропорту имени Хосе Марти папа Франциск и патриарх Кирилл проведут историческую встречу. Главы католической и Русской православной церквей увидятся впервые. Эта встреча привлекает внимание всех христиан. Папа — глава церкви для миллиарда католиков. Кирилл — глава двух третей всех православных, лидер наиболее мощной среди поместных православных церквей.
Датой раскола христианства на православие и католичество принято считать 1054 год. Именно тогда в Риме и Константинополе "официально заявили", что не считают своих оппонентов настоящими христианами. Однако реально раскол начался раньше. В первом тысячелетии общались и взаимодействовали куда меньше, чем в третьем. Все христиане признавали особый статус Рима — города, где первым епископом был Петр, назначенный главой церкви лично Иисусом Христом. Епископы иногда встречались на соборах, но не более того — самоуправлялись все автономно.
Две конфессии
Начало расхождения будущих православных (то есть "придерживающихся истинной веры") и будущих католиков (то есть членов Вселенской церкви) относят к VIII-IX векам. Греки и римляне все меньше общаются, все хуже понимают друг друга, углубляются в тонкие богословские споры, становятся зависимыми от политики и собственных предубеждений. Им неинтересно договариваться и непонятно, зачем это делать. Фактически раскол существует уже в Х веке. В XI веке он только официально оформлен.
Следующие девять веков истории полны взаимных упреков и претензий, а прежде всего безразличия. Время от времени католики с православными ссорились, но в основном просто не интересовались друг другом, будучи занятыми своими делами. Росло незнание и недоверие. Новый период начинается в середине ХХ века, со Второго ватиканского собора католической церкви. Рим начинает искать общий язык для разговора с миром, объясняя свою позицию доступным образом. Становится очевидной необходимость примирения с православными. У католиков с ними куда больше общего, чем с третьей конфессией, отделившейся от Рима в XV-XVI веках, — протестантами. В 1965 году папа и константинопольский патриарх снимают друг с друга анафемы. До восстановления единства церкви еще далеко, но начат диалог.
Но константинопольский патриарх лишь формально "первый среди равных" православных иерархов. Фактически две трети православных живут на землях канонической территории РПЦ. Без России вопрос о единстве церкви не решить.
История в России
К моменту, когда русские князья в Х веке задумались о "выборе веры", их отношения с Римом были вполне конструктивными. Князь Владимир рассматривал возможность креститься по "римским правилам", но по ряду причин предпочел "греческий" (православный) вариант. Но отношения развивались. Русские князья и папа обменивались посольствами, княжны выходили замуж за католических королей и уезжали на Запад, в обратном направлении следовали католические принцессы.  
Политические и династические отношения продолжались в период империи. Самым "католическим" из русских императоров был Павел. Он был главой католического мальтийского ордена, а когда французские войска завоевывали папские земли, предложил главе католической церкви убежище в России. Но это письмо папа получил, когда императору уже нанесли апоплексический удар табакеркой в висок. Последним из императоров, посещавших Ватикан, был Николай I. В советское время и политические, и церковные отношения усложнились, но полностью не прерывались.
Русская церковь некоторое время была под присмотром у греков, но параллельно с политической независимостью и силой Руси росли сила и независимость церковная. Будущая РПЦ оказалась не только географически, но и сущностно оторвана от западного христианства. У этого были и плюсы (православных обошли стороной многие из западных бурь нового времени), но в основном минусы (оторванность от богатой интеллектуальной традиции). В ХХ веке знакомство пришлось начать фактически заново.
Новое время
История и современность встретились в 1978 году, когда митрополит РПЦ Никодим Ротов, сторонник улучшения отношений с католиками, приехал в Ватикан и скоропостижно скончался прямо во время встречи с главой католической церкви. А через несколько дней столь же скоропостижно скончался и сам папа Иоанн Павел I. Вполне возможно, что обе смерти были вызваны естественными причинами и связаны между собой не были. Однако более популярна конспирологическая версия: Никодим стал случайной жертвой, на пути к единству христиан отдав собственную жизнь, а папу добили со второй попытки. Все это наверняка произвело огромное впечатление на любимого ученика митрополита Никодима, в тот же год ставшего епископом, — на будущего патриарха Кирилла.  
Новый период в отношениях начался после крушения Советского Союза. Сначала — недолгая дружба: на встрече с Иоанном Павлом II очарованный им советский президент Михаил Горбачев пригласил папу в Москву, но тот предусмотрительно отказался: такие предложения должен делать глава РПЦ, а не глава государства. Сторонниками дружбы и общения с католиками (а не "суверенного православия") являлись и главные интеллектуальные авторитеты РПЦ той эпохи — Александр Мень и Антоний Сурожский.
Потом отношения стали ухудшаться. Православным предстояло восстанавливать инфраструктуру церкви — и внешнюю, и прежде всего сущностную, пастырскую, интеллектуальную — фактически с нуля. Они учились на ходу, а деятельность католиков, которые приехали "на всем готовом", включая пастырские навыки и не прерывавшуюся традицию, вызывала у них ревность. В РПЦ боялись, что число переходов в католичество будет очень высоким (чего так и не произошло), а потому отношения были напряженными. К концу 2000-х, когда РПЦ возглавил патриарх Кирилл, все это уже осталось в прошлом.
Кирилл и Франциск
Встречу главы РПЦ и папы готовили 20 лет. Инициаторами этой встречи всегда были католики. Стратегически они интересуются восстановлением полного единства христианской церкви, тактически — восстановлением нормальных, полноценных отношений между всеми христианами без формального объединения. Риму не нужно беспокоиться о своем статусе, напротив, сам этот статус вынуждает их думать не только о своей "канонической территории", но о христианстве в целом.
Православные же всегда выдвигали те или иные условия для такой встречи. В 1990-е требовали прекратить прозелитизм (обращение православных в католичество). Потом главной проблемой стала Украина. Там еще в XVI веке создали так называемую униатскую (грекокатолическую) церковь. Она использует православную традицию, но является католической, хотя и с правами автономии от Ватикана. Создавали ее для примирения двух конфессий на "полосе пересечения". Фактически она сыграла противоположную роль и только ссорила православных с католиками.
Когда в конце 2013 года в Киеве начался майдан, одним из застрельщиков которого стали униаты, показалось, что отношения снова испортятся. Однако именно в этот момент они стали налаживаться. Новый глава католической церкви сделал то, чего от него ждали в Москве: постарался понять православных. Войну на Украине он назвал гражданской и поддерживать майдан и его последствия не стал. В Москве это восприняли так: папа готов вести политику диалога, договариваясь напрямую с Москвой. Большего от него ждать было и нельзя.
Вообще именно политика в известном смысле приблизила эту встречу. История совершила удивительный оборот. Кароль Войтыла, папа Иоанн Павел II, был одним из могильщиков советского строя. А второй из его наследников, аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, став папой Франциском, нашел своего главного политического союзника по противодействию "дивному новому миру" в том самом человеке, который назвал крушение СССР величайшей геополитической катастрофой, — во Владимире Путине.
Аэропорт Хосе Марти
Договоренность о встрече Франциска и Кирилла была достигнута в конце января. Патриарх не хотел встречаться в Европе, а папа, изучив свое и патриаршее расписание, предложил "пересечься" на Кубе: оба в феврале летят в Америку. Куба — страна, которая остается одновременно и католической, и "красной", — самый уместный вариант.
Столь же символически подошли к выбору площадки: ею станет один из залов гаванского аэропорта имени Хосе Марти. Встреч во дворцах решили избежать — там либо один, либо другой был бы в роли хозяина. Аэропорт — пространство нейтральное: те, чьи пути наконец пересеклись, встретились на дороге, поговорили и пошли по своим делам.
Сегодня днем по гаванскому времени (в Москве будет уже глубокий вечер) Франциск прилетит в Гавану вслед за Кириллом. Папа и патриарх 15 минут поговорят под камеры, а потом еще 2 часа — один на один. Далее они сделают общее заявления и подпишут совместную декларацию.
Первой и главной темой станет Ближний Восток. Католики и православные объединят усилия по защите христиан этого региона: усилия дипломатические, политические, благотворительные и пастырские. Хорошие отношения РПЦ с Кремлем позволят согласовывать и военную тактику России с этими задачами.
Вопросом номер два станет Украина. В Ватикане уже поняли, почему эта тема так болезненна для Москвы, и готовы идти навстречу. Патриарх ждет, что папа подтвердит: Украина — каноническая территория РПЦ, первый среди равных на этой земле — Кирилл. До известных пределов, конечно.
Третьим пунктом станет совместная деятельность по защите христианских ценностей на Западе. Прежде всего речь идет о поддержке семьи и брака. Тут стороны равно нуждаются друг в друге. Католики накопили большой опыт работы с этим вопросом. У православных есть государственная поддержка, не изменившиеся даже внешне традиции и вместе с тем — силы молодой восстановленной церкви и уверенность в своей победе.
Но и Ближний Восток, и Украина, и тема защиты христианских ценностей — лишь внешние проявления того, что на самом деле беспокоит христианских иерархов. Эти беспокойства ярче всего сформулировал Франциск, сказавший, что третья мировая война хотя и не была объявлена, но уже началась. Война, и похожая и непохожая на предыдущие, но вполне явная... Как сформулировали в РПЦ, христианам пора отложить споры о второстепенных проблемах и попробовать что-то сделать вместе.