Грузовики занимают очередь на паром

Автор фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Прибалтийские паромы не успевают перевозить в Германию российские грузовики, идущие в обход Польши: все билеты проданы на 2 недели вперед. Петербургский порт возьмет часть грузов на себя.

Напомним, что 1 февраля истек срок действия разрешений на автоперевозку грузов между Россией и Польшей. Переговоры транспортных властей обеих стран о выдаче новых документов ни к чему не привели. Варшава настаивает, чтобы Москва отменила введенные в конце 2015 года нормы, запрещающие полякам ввозить в Россию грузы из других стран ЕС по обычным двусторонним соглашениям. Однако Минтранс РФ не соглашается.
Ежегодно страны обмениваются разрешениями на автоперевозку грузов по территории друг друга. На сленге перевозчиков эти документы называются "дозволы". Они бывают нескольких видов. Например, двусторонние разрешают везти товар из одной страны в другую. Ими страны стараются обмениваться в равных количествах. Есть еще "дозволы для третьих стран". Они позволяют, например, польскому перевозчику ввозить в Россию товар из Германии. Такими документами страны обмениваются неохотно и в малых количествах.
До ужесточения законодательства поляки везли в Россию товары из разных стран ЕС по обычным "дозволам". Нередко товар, произведенный, например, в Германии, приходил в Польшу — перетаривался, расфасовывался, перегружался и шел в Россию. Теперь полякам нужны трехсторонние разрешения. А их Россия выдавать в больших количествах не готова, чтобы защитить своих перевозчиков.
Пока стороны не пришли к согласию, автоперевозчики, в основном московские, двигаются в обход Польши — до Прибалтики, а оттуда на паромах. Судоходные линии оказались не готовы удовлетворить возросший спрос. "Очередь на паром превышает 100 машин. Места раскуплены на 2 недели вперед", — сообщает руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западному федеральному округу Александр Дацюк. Часть перевозчиков рискнула обойти Польшу через Украину. "Разговаривали с ними, никаких проблем нет", — добавляет Дацюк.
По словам Марии Храпуновой, директора ООО "ВВС–Транс", логистические компании меняют маршруты из-за проблем с Польшей. Интерес к петербургскому порту растет, сейчас больше стало приходить грузов, которые раньше ввозились в страну автотранспортом из Польши.
Петербургский порт и порт Усть-Луга рады воспользоваться благоприятной ситуацией, чтобы нарастить обороты, но пока ажиотажного спроса на паромы не замечают. Портовики говорят, что финская судоходная компания Finnlines Plc готова хоть сейчас поставить дополнительное судно на 160 мест. "Все упирается в коммерцию. Большая часть грузов идет в Москву. Возить товар в столицу через Петербург, мягко говоря, не выгодно. Поэтому они идут через Прибалтику. Мы готовы принять и отправить грузы, но пока не видим высокого интереса со стороны местных автоперевозчиков", — говорит Алексей Шуклецов, исполнительный директор ООО "Феникс" (порт Бронка).
Грузы, которые идут в Москву, выгодно сгружать с парома, например, в Клайпеде и ехать 1,2 тыс. км в столицу России, чем тратить еще больше суток, чтобы довезти их на пароме до Петербурга и отсюда еще ехать 720 км до Москвы. Через Клайпеду — короче и дешевле. Но, когда прибалтийские порты перестанут своевременно справляться с потоком, грузовики пойдут через Петербург.