Какой доход приносят "Морской бой", "Сафари" и автомат по продаже газировки

Автор фото: Валентин Беликов

Создатели сетевого российского Музея советских игровых автоматов нащупали весьма прибыльную нишу — годовой оборот их петербургского музея превысил 20 млн рублей.

Коллекционировать советские игровые автоматы будущие партнеры по бизнесу — совладельцы ООО "Короли турбаз" — Александр Стаханов, Максим Пинигин и Александр Вугман начали в Москве. Там и появился в 2007 году первый музей советских игровых автоматов, принадлежащий компании. "Он имел успех у публики, поэтому мы решили создать филиал музея в Петербурге. После долгой подготовки и поиска подходящего помещения мы открылись в Петербурге, в помещении на Конюшенной площади в 2013 году", — рассказывает директор музея в Москве Александр Стаханов.
Петербургский проект оказался успешным. За него взялся Игорь Ковалевский, назначенный директором, и спустя год после открытия музея его выручка составила 20 млн рублей в год. Музей советских игровых автоматов расположился на площади 460 м2. Чтобы отремонтировать, оборудовать и запустить в работу помещение, где даже не было ровного пола (прежде тут был склад длительного хранения), компания затратила 15 млн рублей. Окупить вложения планируется за 5 лет.
Родом из прошлого
Кризис на бизнес компании повлиял незначительно: исключительное предложение на рынке позволяет сохраняться стабильному спросу у аудитории: "Наверное, дело в том, что погружение в ностальгическое прошлое дарит людям теплые воспоминания, особенно важные в непростое время", — предполагает Игорь Ковалевский.
Основная часть посетителей — люди от 28 до 40 лет. "Многие приходит с детьми, нередко можно наблюдать такую картину: бабушка показывает своему внуку, как надо стрелять в автомате "Снайпер-2", — рассказывает управляющий. В месяц музей посещают около 3 тысяч человек. При рентабельности в 7% месячная выручка компании составляет 1,6 млн рублей (дневная выручка — около 50 тыс. рублей).
Большинство экспонатов в музее — рабочие, так что в стоимость входного билета входит не только осмотр экспозиции, но и игра на автоматах. Появление каждого экспоната в нынешней коллекции (около 60 автоматов: "Зимняя охота", "Сафари", "Газированная вода" и другие) для создателей музея — радостное событие. "Иногда за советскими автоматами ведется настоящая охота. У нас есть экспонаты, которые достались нам в оригинальной заводской упаковке 25-летней давности — такие тайм-капсулы всегда вызывают бурю эмоций", — делится Игорь Ковалевский.
Не меньший интерес музей вызывает у иностранцев, так как в эпоху СССР они даже не подозревали о наличии игровых автоматов, сделанных в Союзе. Сейчас компания начинает активную работу с туристами из азиатских стран, и вскоре петербургский музей может войти в "Красный маршрут" — специальный тур для китайских туристов по городам, в которых жил Ленин.
Бизнес на ностальгии
В городе насчитывается свыше 100 частных музеев — это выставочные галереи, пространства (например "Эрарта", "Борей", "Анна Нова" и т.п.). Ежегодно их посещает около 1 млн человек.
С помощью советского прошлого посетителей в Петербурге привлекает еще один частный музей — "Мир детства СССР" на Пионерской улице. Он открылся 1,5 месяца назад и успел принять около 500 человек. Музей основали двое коллекционеров — Ирина Овчинникова, владелица коллекции, состоящей из более чем 4 тыс. кукол (оценочная стоимость коллекции 20 млн рублей), и Виталий Третьяков, владелец "Детского музея открытки", в коллекции которого насчитывается около 0,5 млн штук открыток.
"Проект не коммерческий, посещение музея бесплатное. Если через полгода музей сможет сам себя содержать — будет хорошо", — рассказывает искусствовед музея Мария Кожухова. В нем наряду со свободным посещением проводятся платные часовые экскурсии для взрослых и детей. Частные музеи вынуждены конкурировать не только между собой, но в первую очередь с государственными музеями. Лидером по популярности у туристов, безусловно, является "Эрмитаж": в 2014 году выручка музея от продаж билетов составила 855,8 млн рублей.