В Петербурге становится все популярнее доставка на дом необычных продуктов

Автор фото: Беликов Валентин

Петербуржцы все чаще предпочитают заказ продуктов на дом походу в рестораны. Но пицца и суши надоедают покупателям, и на рынке появляются службы доставки пельменей, каши, смузи, раков и даже санкционного сыра.

Объем розничной торговли продовольствием в Петербурге снизился за 2015 год на 9,3%, до 381,8 трлн рублей, сообщает "Петростат". В первой половине января, признаются ретейлеры, выручка была ниже, чем за тот же период прошлого года. Сказывается общее падение доходов населения.
Впрочем, это не помешало развиваться рынку доставки продуктов, который сейчас оценивают примерно в 5 млрд рублей. По данным NPD Group, в восьми крупнейших российских городах число доставок пиццы за 2015 год выросло на 6%, притом что посещаемость баров, кафе и ресторанов снижается. На этом фоне в Петербурге все большее распространение получают интернет–магазины и службы доставки еды, которую до сих пор клиенты готовили себе сами.

Как часть жизни

За последние полгода–год в городе появилось не меньше 20 новых компаний, работающих в сфере доставки еды. Причем помимо привычных пиццы, суши и так называемых кулинарных конструкторов, к которым покупатели уже начали привыкать, бизнесмены предлагают шашлыки, вареных раков, пельмени, мюсли, каши и пр.
Сами участники рынка считают, что одна из причин роста их сегмента в том, что люди больше работают и времени на домашнюю готовку у них остается все меньше. Косвенным показателем занятости петербуржцев совладелец ГК "Пивная карта" Алексей Буров считает время бронирования столиков: в этом году их заказывают на полчаса–час позже, чем в прошлом. Те же горожане, кто в рестораны не ходит из экономии и времени на готовку не имеет, заказывают еду на дом. Эксперты говорят, что, поскольку все основные виды фастфуда уже перепробованы и надоели, любое новое предложение имеет шанс на успех.
Интернет–магазин "Настоящие пельмени" работает в Петербурге около полугода. "С момента открытия мы отмечаем постоянный рост числа покупателей и увеличение объема заказов, — утверждает представитель компании Александр Семенов. — Причем с Нового года мы подняли цены на продукцию и доставку, но спрос остался прежним". В последнее время, добавляет он, увеличивается объем среднего заказа: как правило, покупку совершают на сумму не меньше 2 тыс. рублей (это 3–4 кг пельменей). Желание клиентов запастись едой впрок отмечают многие участники рынка и потому доставляют блюда наборами на несколько дней или неделю. К примеру, фирмы DRINK ME DETOX и Fitomania предлагают смузи наборами по шесть–семь баночек.
Директор магазина по доставке раков "Раковарка", 4 года работающего на петербургском рынке, Егор Александров считает, что рынку доставки есть куда расти и вариантов успешного бизнеса в этом сегменте множество. "Люди живут в бетонных коробках массовой застройки, кругом кризис, и необычная еда — это несложный и не самый дорогой способ порадовать себя в такое время", — говорит он. Среди заказчиков компании очень мало молодежи, большинство покупателей — люди старше 35, отмечает Александров. Заказы чаще всего делают женщины, но не для себя, а для мужа, гостей или семьи — это отмечают продавцы не только раков, но и шашлыков, пельменей.
При этом если несколько лет назад большая часть заказов еды на дом приходилась на праздники, теперь же спрос стал более ровным: доставка для жителей мегаполиса стала частью стиля жизни, и даже у необычных продуктов появляется постоянная аудитория.

Сырозамещение

Нехватка у покупателей времени на готовку — не единственное, на что делают ставку доставщики продуктов.
"Мы открылись несколько месяцев назад, наша продукция — сыры с европейских ферм ручного производства, так называемая санкционка, — рассказывает Наталья Новикова, совладелица магазина сыров Chill & Cheese. — Мы находимся в Германии, в Гамбурге и легально доставляем сыры, которые раньше присутствовали на российском рынке, но с вводом санкций исчезли с прилавков". Она поясняет, что ограничения на ввоз касаются российских юрлиц, однако граждане России имеют право привезти из–за границы до 5 кг сыра стоимостью до 10 тыс. евро.
Компаний, работающих именно по такой схеме, немного, но в той или иной форме импортозамещением занимаются десятки фирм, которые предлагают петербуржцам недоступные деликатесы ("Вкус и мир", "Гурманин" и др.).
Большинство из них или экспортируют продукты через "разрешенные страны", или действительно находят российские аналоги. К примеру, сервис "Порцион" на этой неделе начал доставлять сыры качотта и рикотта, изготовленные на ферме Валаамского монастыря.
Наша аудитория — это преимущественно работающие женщины от 30 до 50 лет, которым нужно кормить семью, а времени не хватает, часто делают заказы молодые мамочки по той же самой причине. Спрос на известные, проверенные годами рецепты все–таки гораздо выше, чем на что–то необычное, новые рецепты — например, пельменей с куркумой, креветками — находят отклик не у всех. Лидируют по числу заказов в нашем магазине традиционные пельмени, вареники с творогом, с вишней. Часто обращаются вегетарианцы с вопросом, не делаем ли мы чего–то интересного и подходящего для них.
Александр Семенов
представитель интернет–магазина "Настоящие пельмени"
Мы доставляем смузи для разгрузочных дней, и в основном наши клиенты — женщины около 30 лет, которые следят за здоровьем. Такие заказы для многих уже стали привычкой, частью стиля жизни — у нас есть покупательницы, которые заказывают "разгрузочные наборы" каждую неделю. Кризис для нас проявился скорее на закупочных ценах, чем на спросе. Спрос для нашей компании сезонный — летом заказов больше, потому что мало кто готов зимой целый день сидеть на холодных соках, но ниже за последнее время он не стал. А вот поставщики свежих фруктов и овощей весь этот год поднимали цены.
Вера Мавричева
соучредитель компании Drink Me Detox