Юлия Потапенко (27 лет) организовала уже 77 частных авиарейсов для бизнесменов, спортсменов, политиков и звезд шоу–бизнеса. Ее компания City Jet 24 начала работать летом 2015 года. Только за месяц с небольшим, прошедший с начала 2016 года, оборот бизнеса составил 22 млн рублей.
Юлия Потапенко не предполагала, что станет бизнесвумен, хотя на руках у нее диплом одного из самых плодовитых на предпринимателей вузов — ИНЖЭКОНа (ныне Санкт–Петербургский государственный экономический университет).
С детства она мечтала стать стюардессой, но родители настояли: дочери необходимо серьезное образование. В итоге девушка соединила свою мечту с родительской: открыла собственную компанию в сфере бизнес–авиации.
Всего дороже
После университета Юлия устроилась в компанию "Ультра–Прогресс": как помощник главы фирмы она курировала благотворительные проекты.
Через 2 года девушка нашла в Интернете вакансию дочерней структуры "Газпрома" — там она в итоге проработала с 2012 по 2014 год. С позиции ассистента председателя правления доросла до руководителя администрации правления. "Это была очень напряженная работа и большая ответственность: мне надо было контролировать исполнение приказов руководителя, касающиеся производства, магазинов, филиалов", — вспоминает Юлия.
По ее словам, она постоянно общалась с людьми, для которых время — действительно деньги. Это и навело на идею для бизнеса — организацию частных авиаперевозок.
Юлия сменила работу — устроилась в компанию, занимающуюся частными перевозками. За 3 месяца набралась опыта и нашла партнера для своего дела — Марину Васильеву (26 лет).
"Марина — очень хороший технический специалист. Я могла позвонить ей и спросить, какой объем багажника в этой или той модели самолета, высота потолков, ширина салона, дальность полета, — говорит Юлия. — Я же действую как организатор: на мне управление компанией и стратегия развития". Доли в бизнесе распределены так: у Юлии — 51%, у Марины — 49%.
Первый и сразу срочный
Стартовый капитал компании City Jet 24 составил 250 тыс. рублей: они пошли на аренду помещения, IT–услуги. Фирма действует как брокер и сотрудничает с 40 европейскими авиаперевозчиками. С июня 2015 года до настоящего времени City Jet 24 продала 77 авиарейсов на 1,5 млн евро (около 130 млн рублей).
Самый дорогой за все время перелет стоил 110 тыс. евро: Москва — Владивосток — Москва. Первым клиентом стал знакомый Юлии по работе в газпромовской компании. Он знал, что Юлия занялась авиаперевозками, но был уверен, что звонит в фирму, где она лишь наемный сотрудник. "Я понимала, что в городе не так уж много людей, пользующихся такой услугой, и все они друг друга знают. Это был срочный рейс, и его нужно было выполнить безукоризненно", — подчеркивает предпринимательница. Заказ на чартер из Петербурга в Салоники пришел за 5 часов до взлета. Оператор авиакомпании пошел навстречу предпринимательнице и позволил забронировать самолет без предоплаты. "Для того чтобы самолет поднялся в воздух, я подписала бумагу, что обязуюсь выплатить авиакомпании 36 тыс. евро", — вспоминает Юлия. После удачно выполненного полета заработало сарафанное радио.
Анонимно и индивидуально
City Jet 24 зарабатывает на комиссии (5–10%) от стоимости рейса (от 30 тыс. евро). За IV квартал 2015 года оборот компании составил 23 млн рублей, за I квартал 2016–го — уже 22 млн рублей.
Сейчас у компании 15 постоянных клиентов. По словам Юлии, конфиденциальность — одна из главных составляющих успеха такого бизнеса. "Ни один мой клиент не афиширует то, что он может позволить себе частный самолет: никто не хочет, чтобы в его карман заглядывали", — объясняет девушка.
Другой фактор успеха, по мнению Юлии, — то, что она берет на себя заботу о клиентах, а не отдает на откуп наемным менеджерам. "Я всегда сама звоню капитану и стюардессам перед полетом, заказываю цветы на борт, если клиент летит с женой, или покупаю игрушки, если с детьми, и помню все привычки клиентов".
Скромность джентльменов
Петербургский рынок частных авиаперелетов оценивается минимум в 10 млн евро в год. В кризис целевая аудитория Юлии не отказывается от частных рейсов, но выбирает самолеты поскромнее.
По словам гендиректора Leading Charter Technologies Александра Малькова, в России не больше 120 компаний, занимающихся бизнес–авиацией, из них 15 крупных. Около 80% фирм, предоставляющих бизнес–джеты, — иностранные. Львиная доля поездок — в Европу, особенно в Великобританию, Швейцарию, Францию, Швецию. Деловые поездки по России часто имеют пунктом назначения Челябинск, Магнитогорск, Новосибирск.