Новым главой "Воздушных ворот Северной столицы" стал Сергей Фурс

Автор фото: Петр Ковалев/"воздушные ворота северной столицы"

Сергей Эмдин покинул пост гендиректора ООО "Воздушные ворота Северной столицы", управляющей компании аэропорта Пулково. Новым руководителем совет директоров компании назначил директора по снабжению Сергея Фурса, которому предстоит наладить расстроенные отношения с арендаторами.

Сергей Эмдин покинул пост генерального директора ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково). Новым руководителем совет директоров компании назначил Сергея Фурса, который c 2010 года работает в ВВСС директором по снабжению.
В пресс-службе компании пояснили, что Сергей Эмдин самостоятельно решил сменить работу. Теперь он будет трудиться в группе ВТБ и войдет в совет директоров ВВСС. "ВТБ Капитал", входящий в группу ВТБ, — главный пайщик ВВСС: ему принадлежит 57,5% долей, германскому оператору аэропортов Fraport AG — 35,5%, а греческой Copelouzos Group — 7%.
Впервые информация о том, что Сергей Эмдин уходит из ВВСС, появилась в начале 2015 года. Тогда "ДП" писал, что его прочат на место исполняющего обязанности губернатора Иркутской области. Она хорошо знакома Эмдину (хотя он и родился в Ленинграде в 1971 году в семье преподавателя университета им. Бонч–Бруевича): с 2002 по 2009 год Эмдин возглавлял крупнейшую компанию региона с оборотом 62 млрд рублей — ОАО "Иркутскэнерго", контролируемое Олегом Дерипаской.
Позже планы Кремля изменились. Эмдин остался на месте. Хотя разговоры о том, что он скоро уйдет, продолжались. "Его нанимали для реконструкции аэропорта. Он справился прекрасно. Теперь пришла пора другого менеджмента, который сосредоточится на улучшении результатов финансово-хозяйственной деятельности", — говорили эксперты.
С 2014 года финансовый результат ВВСС ухудшается. За прошлый год ВВСС потеряли 800 тыс. пассажиров. Пассажиропоток аэропорта сократился на 5,6%, до 13,5 млн человек с 14,3 млн в 2014 году, из-за снижения спроса на международные перелеты. Аэропорт покидают перевозчики. С начала 2015 года 14 авиакомпаний прекратили рейсы из Петербурга.
Выручка ВВСС по итогам 2015 года выросла на 15%, до 14 млрд рублей, благодаря девальвации рубля (часть дохода компания получает в иностранной валюте). Убытки ВВСС не раскрывают. В 2014 году чистый убыток превысил выручку и достиг 14,6 млрд рублей из-за переоценки кредитов в иностранной валюте.
Долговая нагрузка компании — это затраты на строительство нового (170 тыс. м2), реконструкцию старого терминала, модернизацию аэродромной инфраструктуры — 1,2 млрд евро. Вернуть их с прибылью инвесторы рассчитывают до 2039 года, когда завершится срок соглашения ВВСС со Смольным о государственно-частном партнерстве. "Мы признательны Сергею Эмдину за вклад в реконструкцию и развитие аэропорта Пулково. Под его руководством был построен современный пассажирский терминал, пассажиропоток аэропорта и выручка компании увеличились в два раза", — заявил Юрий Соловьев, первый заместитель президента – председателя правления ВТБ.
Теперь, когда пропускная способность Пулково увеличена до 18 млн пассажиров в год, главная задача менеджмента — нарастить обороты, повысить авиационные доходы (плата авиакомпаний за пользование аэропортом) и неавиационные (доход от арендаторов аэровокзала, бизнес-центров, гостиницы).
За время правления Сергея Эмдина не раз возникали скандалы с арендаторами, недовольными разными видами арендных платежей и их размером, процедурами распределения торговых площадей. Последний конфликт произошел с ЗАО "Такси Пулково" Алексея Эвентова (собственник крупной таксомоторной компании). Его фирма занималась организацией таксомоторных перевозок в аэропорту до начала 2015 года. Тогда ВВСС расторгли договор с ЗАО, объяснив это тем, что компания не платит за аренду — задолженность взыскали по суду.
Налаживать отношения с арендаторами и авиакомпаниями теперь будет Сергей Фурс, уроженец Брянской области, окончивший в 1992 году Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск стратегического назначения, а в 2001 году — Государственный университет управления в Москве.
Занимал руководящие должности в компаниях группы "Северсталь". Работал директором по управлению активами ОАО "Кировский завод" Георгия Семененко, а затем — заместителем гендиректора ОАО "Надземный экспресс" (компания безуспешно пыталась создать в Петербурге легкорельсовый транспорт).