Предприниматель Надежда Бармина за 28 лет создала фабрику фарфора с оборотом 20 млн рублей

Автор фото: Валентин Беликов

Предприниматель Надежда Бармина 28 лет назад создала фарфоровую фабрику "Скудельник". Инвестиции на старте составляли 200 тыс. рублей. К 2015 году фабрика достигла оборота в 20 млн рублей.

Фарфоровая фабрика "Скудельник" была основана 28 лет назад. Все начиналось с небольшого предприятия, возглавляемого Надеждой Барминой. Оно изготавливало интерьерные вазы и керамику. Инвестиции на старте составляли 200 тыс. рублей. "Оборотные средства шли на дальнейшее развитие компании, постепенно мы закупили муфельные печи и в 1994 году запустили производство фарфора: с самого начала мы стремились развивать все направления работы с глиной, керамикой, фаянсом и фарфором", — вспоминает Надежда Бармина. Спустя 2 года ее компанию — ООО "Центр возрождения традиционных ремесел "Скудельник" — пригласило руководство Александро–Невской лавры в одно из помещений своего комплекса, и фарфоровый завод стал снабжать церковной утварью храмы по всей России.

Возрождение традиций

Сегодня "Скудельник" изготавливает художественный фарфор, строительную и архитектурную керамику — всего более 8 тыс. наименований изделий. Основное производство площадью 1 тыс. м2 размещено на Екатерингофском пр. Живописный цех и презентационная площадка (380 м2) находятся на наб. Обводного канала. На территории лавры компания получила открытую площадку 500 м2 и планирует под стеклянным куполом оборудовать пространство для мастер–классов и гончарный цех.
На всем этом масштабном производстве трудятся 55 человек: это технологи, живописцы, глазировщики и др. На фабрике особенно гордятся авторской росписью, которая выполняется в технике подглазурной и надглазурной живописи. "При этой технологии мы используем, например, соли драгоценных металлов и золотосодержащих препаратов. Изделия проходят несколько обжигов под высокой температурой, отчего на них появляются сложные орнаменты: по уровню исполнения они получаются не хуже фарфоровой живописи прошлых столетий", — рассказывает Надежда Бармина.
Сувениры к Пасхе и Рождеству, изделия церковного обихода, посуду и т. д. покупают частные заказчики, госкомпании и зарубежные партнеры. Для торговли в розницу у фабрики есть небольшой павильончик на пл. Александра Невского. Ежегодный оборот компании сегодня составляет 20 млн рублей. Однако, рассказывает Надежда Бармина, из–за отсутствия в Петербурге постоянных мест для сбыта сувенирной продукции кризис серьезно ударил по рентабельности бизнеса. "Почти 50% оборота съедают теперь арендные выплаты и закупка дорогостоящего сырья. Вместо того чтобы заниматься искусством, ежедневно приходится думать о том, как закрыть долги", — говорит Надежда Бармина.
Немалое внимание компания уделяет социальному аспекту своей работы: она жертвует изделия в сельские приходы и детский приют "Воспитательный дом". В "Скудельнике" созданы рабочие места для инвалидов (36 мест), которые проходят реабилитацию и получают новую профессию. "Многие потерявшие работу в кризис прошли у нас переквалификацию и стали специалистами по работе с фарфором", — рассказывает Надежда Бармина. Опыт передается от мастера к ученику.

Трудности сбыта

Объем сувенирного рынка Петербурга составляет $30 млн в год. В городе около 100 ИП и 30 предприятий, которые занимаются ремеслами и входят в ассоциацию "Народные художественные промыслы и ремесла Санкт–Петербурга". Председатель правления ассоциации Вадим Савченко говорит, что развитие компаний тормозится плохой организацией сбыта в Петербурге. Решением проблемы мог бы стать единый центр народных промыслов и ремесел. "В Европе такие места существуют десятилетиями, туда централизованно водят туристов", — поясняет эксперт.