Почему иностранные банки останутся в России

Управляющий филиалом Ситибанка в Петербурге о том, почему иностранные банки останутся в России.

Со снижением оборотов, возросшими рисками и ожиданием нескорого восстановления роста у иностранных банков в России встает вопрос о том, как перестроить свой бизнес под изменившийся рынок и насколько он перспективен как таковой. Но, даже если мы слышим об уходе с рынка отдельных банков или о продаже части бизнеса, я не считаю это знаком сокращения присутствия иностранных банков в России. Из недавних примеров — Дойче Банк объявил лишь о частичном сокращении своего присутствия в России, он продолжает обслуживание международных клиентов. Ранее о планах ухода с рынка рассказал RBS (Королевский банк Шотландии), но для него Россия стала одним из нескольких регионов, которые банк покидает, концентрируясь на других странах.
Участие иностранных банков в экономике России насчитывает уже не первый десяток лет, они чувствуют себя достаточно уверенно даже в периоды замедления экономики и кризисы. Общая доля капитала иностранных банков в банковском секторе России с пика 26% в 2008 году снизилась до 17% к концу 2015 года. Несмотря на это, я ожидаю, что она будет сохраняться или расти в среднесрочной перспективе.
Первое, о чем мы думаем, — это ноу–хау и опыт, наработанные на других рынках, и поддержка материнских структур. Есть еще ряд факторов, без которых банки не добивались бы такого успеха. Во–первых, диверсификация. У крупного банка в портфеле должны быть солидные доли как корпоративного, так и розничного бизнеса, а внутри этих бизнесов — разнообразный портфель услуг, многообразие каналов продаж.
Масштаб бизнеса — второй важный аспект. Современный банковский бизнес требует больших инвестиций в системы и инфраструктуру, комплайенс и риск–менеджмент. И если в корпоративном банковском обслуживании достичь окупаемости можно с меньшими объемами, то в розничном бизнесе всегда требуется большой масштаб. Для такого крупного рынка, как Россия, заметная доля рынка и экономия от масштаба требуют значительных инвестиций в региональную сеть.
В–третьих, большую роль играет время выхода на рынок. Многие международные банки вышли на российский рынок довольно давно. Это позволило им построить бизнес, завоевать доверие клиентов и регулятора, инвестировать в локальные инновации. Те банки, которые пришли не вовремя или поздно, недостаточно инвестировали в российский бизнес или брали на себя слишком высокие риски, связанные с быстрым ростом, вынуждены сейчас сворачивать бизнес.
Что касается Ситибанка в России, мы и сейчас видим для себя много возможностей как в корпоративном, так и в розничном бизнесе. В структуре дохода Ситибанка в России доля розницы будет расти дальше от настоящих порядка 35%. Мы активно инвестируем в информационные технологии, расширяем линейку продуктов и ожидаем, что это даст уверенный прирост розничному бизнесу. В регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) доля российского Ситибанка составляет почти 10%. Это значительная доля. Россия для нас — один из ключевых рынков, даже несмотря на некоторое снижение доли в последнее время.