Более 400 обманутых клиентов турфирмы "Атлас" могут остаться без компенсации

Автор фото: Ковалев Петр
Турфирма "Атлас".

Более 400 обманутых клиентов турфирмы "Атлас" распрощались с надеждой на получение компенсации. Банкротство компании может быть прекращено, так как у нее не оказалось ни денег, ни активов, чтобы рассчитаться с кредиторами.

Первый иск о своем банкротстве петербургский туроператор "Атлас" подал в конце 2014 года. Но в феврале 2015-го фирма отозвала его, так как получила деньги от контрагентов и заявила, что сможет расплатиться с кредиторами. Но не получилось. И уже в апреле 2015 года компания снова инициировала процедуру банкротства.
По данным бывшего гендиректора "Атласа" Дмитрия Смирнова, совокупный объем требований кредиторов компании на тот момент составлял около 93 млн рублей. Это почти вдвое превышает стоимость активов турфирмы, оцененных в 50 млн рублей. Причем основные активы составляет дебиторская задолженность "Атласа".
Самый крупный кредитор "Атласа"ООО "Страховое общество "Помощь", которому банкрот не уплатил 11,1 млн рублей. Иски примерно на 30 млн рублей подали бывшие клиенты "Атласа", которые приобрели у компании путевки, но не смогли поехать отдыхать из-за ликвидации турфирмы. Кроме того, у фирмы есть долги по зарплате сотрудникам.
В июне 2015 года в отношении "Атласа" введена процедура наблюдения.
Однако сейчас дело приняло неожиданный оборот. На 10 февраля назначено рассмотрение ходатайства временного управляющего банкротящейся компании Анны Овчинниковой о прекращении процедуры банкротства. "У должника отсутствует имущество и денежные средства, финансировать процедуры банкротства кредиторы не согласились, первое собрание кредиторов признано несостоявшимся", — сообщает в своем заявлении Овчинникова.
Как говорится в материалах дела, в таких случаях суд принимает решение о прекращении дела о банкротстве.
Старший юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры" Александра Улезко поясняет: речь идет о недостаточности имущества "Атласа" даже для погашения текущих расходов на проведение процедур банкротства. "Процедуры банкротства требуют затрат, зачастую немаленьких: на вознаграждение управляющего, на публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, на проведение торгов, обеспечение сохранности имущества должника, проведение собраний кредиторов и другие нужды", — отмечает Александра Улезко. Управляющий не обязан тратить на это собственные средства и работать бесплатно, говорит она.
По закону в таких случаях суд предлагает кредиторам и иным участвующим в деле лицам компенсировать эти расходы. Если желающих заплатить не окажется, то производство по делу о банкротстве будет прекращено. При этом задолженность перед кредиторами не будет считаться погашенной, а должник сможет продолжить свою деятельность.
"Атлас" прекратил деятельность в 2014 году. Главной причиной проблем турфирмы стал уход с рынка и банкротство крупной петербургской туркомпании "Нева". "Атлас" покупал у "Невы" места на чартерных рейсах. Однако в ходе уголовного следствия, возбужденного по фактам деятельности руководства "Атласа", выяснилось, что часть договоров клиенты турфирмы заключили не с ней самой, а с турагентством ООО "Атлас Трэвел", принадлежащим сыну Дмитрия Смирнова Никите. Разница существенная: ответственность "Атласа" перед клиентами была застрахована, а "Атлас Трэвел" страховых договоров не имел, поэтому его клиенты не могут рассчитывать на денежные компенсации за неисполнение турфирмой своих обязательств.
Дмитрия Смирнова задержали по подозрению в мошенничестве с деньгами клиентов. Его подозревают в хищении более 10 млн рублей у 150 клиентов компании. В общей сложности, по версии следствия, от действий обоих "Атласов" пострадали свыше 400 человек, сумма ущерба превышает 30 млн рублей.
Как поясняют эксперты, вряд ли этим несостоявшимся путешественникам стоит рассчитывать на получение компенсаций. Отсутствие финансовых гарантий — общая проблема для всех участников туристического рынка. У подавляющего большинства из них кроме столов, стульев и компьютеров нет никаких активов. Единственный источник погашения долгов перед клиентами, купившими туры, но не поехавшими в путешествие по вине компании, — страховка. Но ее размер настолько мал, что не может удовлетворить кредиторов, отмечает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Например, после банкротства в 2014 году одного из крупнейших российских туроператоров — фирмы "Лабиринт" — пострадавшие от нее туристы получили от страховой компании ВСК, где была застрахована ответственность турфирмы, 2,5-7% от оплаченной стоимости тура. "В ВСК ответственность "Лабиринта" была застрахована на 120 млн рублей, а объем ущерба клиентам составил более 1,5 млрд рублей", — говорит Майя Ломидзе.
С лета 2014 года, когда у российских турфирм начались проблемы с исполнением обязательств перед клиентами, с рынка ушли несколько десятков компаний. Часть из них обанкротились. Это "Нева", "Верса", "Солвекс-Турне", "Южный крест" и др. У многих клиентов фирм-банкротов возникли проблемы с получением компенсаций.
Участники рынка рассчитывают, что ситуация улучшится после принятия закона, увеличивающего объем финансовых гарантий туркомпаний. В декабре 2015 года он прошел второе чтение. В законопроекте, в частности, предлагается установить дифференцированный размер взноса в резервный фонд туроператоров, работающих в сфере выездного туризма. Он будет зависеть от количества туристов и суммарной стоимости туров за рубеж, проданных фирмой за год. Ежегодный взнос туроператора в фонд персональной ответственности будет установлен в размере 1% от общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Размер финансового обеспечения для туроператоров, работающих в сфере выездного туризма, на 2016 год составляет 3% от общей цены турпродукта, а с 2017 года увеличится до 5%.