Участники Объединенной энергокомпании борются за контроль над 170 млрд рублей

Автор фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Объединение "Ленэнерго" с СПб ЭС затевалось, чтобы сообща решать проблемы "Ленэнерго", но пока вылилось лишь в конфликты и интриги. Внутри новой энергокомпании развернулась борьба за контроль над распределением 170 млрд рублей инвестпрограммы.

"Ленэнерго", "Санкт-Петербургские электросети" и "Петродворцовая электросеть", ставшие единой энергокомпанией в декабре 2015 года, начали распределять деньги из своей теперь уже общей инвестпрограммы среди подрядчиков. На 2016-2019 годы эта программа составит около 170 млрд рублей, сообщал ранее Игорь Албин.
Предполагалось, что соединение с СПб ЭС поправит плохие дела "Ленэнерго", но пока что они на поправку не пошли. Внутри новой единой компании две самостоятельных структуры с трудом находят общий язык.
По данным источников "ДП", знакомых с госзакупками энергетиков, специалисты "Петродворцовой электросети" с сотрудниками "Ленэнерго" действуют согласованно. А вот эксперты СПб ЭС пока стараются сохранять независимость, и это начинает приводить к конфликтам и подковерным играм.
Объединение "Ленэнерго" с двумя петербургскими энергетическими компаниями затевали, чтобы вывести компанию с десятками миллиардов долгов из кризиса. Теоретически активы СПб ЭС и "Петродворцовой электросети" должны были поддержать "Ленэнерго". Однако, если изучить закупочную деятельность компаний, особенно СПб ЭС, вместо поддержки обнаруживаются проблемы и разбирательства в антимонопольной службе.
Нарушения СПб ЭС — систематические. Во всех жалобах подрядчики, которые не смогли победить в конкурсе, указывают на одни и те же нарушения. Либо СПб ЭС объединяют в один лот проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы и поставку оборудования. Либо нарушают процедуру вскрытия конвертов, не сохраняя их целыми. Либо каким-то еще образом создают участникам неравные условия для конкуренции. На эти нарушения подрядчики указывали как до объединения компаний, так и после, в декабре и январе. Тенденция пока что не изменилась.
В жалобах подрядчики активно намекают на то, что конкурсная документация СПб ЭС направлена на победу определенных, заранее выбранных компаний. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что аналогичные претензии бизнес традиционно предъявляет к самым разным заказчикам из самых разных отраслей.
В конце января на СПб ЭС пожаловалось ООО "Инвестиционная компания ГРАД",  жалобу еще рассматривают. В середине января жаловалась ГК "Севкабель". Ее жалобу признали обоснованной. В конце декабря жаловалось ООО "ЭнергоПроект", но жалобу компании не поддержали. До этого дважды жаловалось ООО "СУ71", и обе жалобы признали обоснованными. Также трижды, еще до объединения, признавались обоснованными аналогичные жалобы ООО "Орион-Строй". Это лишь статистика за последние месяцы. Жалобы схожего содержания поступают регулярно.
"Исходя из документов по делу "СУ71", следует, что нарушения, допущенные организатором торгов — компанией СПб ЭС, — были существенными. СПб ЭС ограничили конкуренцию, объединив в один лот совершенно разные виды работ. Практика ФАС однозначно говорит о том, что заказчик не имеет право так делать. В другом случае СПб ЭС не соблюли принцип информационной открытости закупки. Заказчик обязан публиковать полную и достоверную информацию по закупке. Наличие разночтений не допускается", — отмечает Дмитрий Кулешов, руководитель дирекции госторгов и закупок "ПолучиКонтракт".
На фоне таких претензий к СПб ЭС антимонопольщики пристально наблюдают и за работой самого "Ленэнерго". Например, на этой неделе компанию оштрафовали на 57 млн рублей из-за того, что она не исполнила договор присоединения ООО "Торговый дом БИПСИ", который истек еще в июле 2013 года, а монополист незаконно, по мнению УФАС, продлил срок договора до декабря 2014 года. Это не первый подобный штраф "Ленэнерго" со стороны УФАС. В целом, проблемы с присоединением — основная причина, по которой антимонопольщики штрафуют компанию.

Штраф за штрафом

Недовольство по поводу закупочной деятельности и по поводу организации тендеров, исходящее от проигравших участников, — это дело достаточно обычное, отмечают эксперты. Но в данном случае за жалобами в УФАС может стоять не только это недовольство, но еще и борьба двух объединившихся компаний за распределение своих бюджетов среди подрядчиков.
"Главной причиной в данной ситуации, думаю, являются изменения внутри самого "Ленэнерго" и "Санкт-Петербургских электрических сетей". Произошла реорганизация компании, которая изменила финансовые потоки и, соответственно, пул основных партнеров и подрядчиков. Кто-то из тех компаний, кто раньше имел доступ к заказам, потерял его, кто-то новый смог получить. Возможно и противостояние в самом "Ленэнерго". Показательно здесь то, что все недовольные участники конкурса имеют возможность защищать свои права с помощью судов и УФАС, и это, пожалуй, единственная положительная черта существующей системы", — отмечает Александр Зимин, адвокат со специализацией на госзакупках.
Получить комментарий в СПб ЭС не удалось. Фактически компанию контролирует Смольный в лице комитета по энергетике, но там тоже не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
В "Ленэнерго" сообщили "ДП", что сейчас ведут работу по изменению составов органов управления и контроля СПб ЭС, но смена менеджмента компании не производилась. "Соответственно, деятельность СПб ЭС, в том числе и закупочную, осуществляет прежний менеджмент. Система закупочной деятельности "Ленэнерго" на данный момент не менялась. Она осуществляется в рамках действующего законодательства", — сообщили в "Ленэнерго". Там также отметили, что большинство жалоб на "СПб ЭС" поступало еще до объединения двух компаний.
Не желая пристального внимания общественности, многие используют различные схемы сокрытия или искажения информации. Некоторые организации порой делают выбор в пользу закупки у единственного поставщика, потому что эта форма закупки позволяет не размещать в информационной системе документацию, заказчику не приходится привлекать экспертов для экспертизы поставки, а победитель не обязан выделять деньги в качестве обеспечения своей заявки. К тому же такую закупку не нужно включать в реестр контрактов. Все это создает не самую приглядную общую картину. Так или иначе, сегодня в госзаказе мы наблюдаем тенденцию к увеличению прозрачности госзакупок, и рано или поздно всем заказчикам придется перейти на такой вариант работы.
Анна Филоненко
председатель Центра общественного контроля

Общие проблемы

Увеличение доли Петербурга в "Ленэнерго" с 18% до 29% стало частью плана по спасению компании, оказавшейся на грани банкротства. В период, когда ее возглавлял Андрей Сорочинский (июль 2010 года — январь 2015 года), у нее накопилось около 86 млрд рублей долгов, в том числе не менее 23,5 млрд рублей — перед заявителями на технологическое присоединение к электросетям (данные на конец 2015 года). Кроме того, "Ленэнерго" размещало деньги в проблемном банке "Таврический", у которого в конце 2014 года возникли финансовые трудности. В результате на счетах банка зависло около 16,5 млрд рублей, принадлежащих энергокомпании.
Чтобы спасти "Ленэнерго", была проведена допэмиссия акций компании (с 11 декабря 2015 года по 3 декабря 2016 года) на 132 млрд рублей. Часть допэмиссии размером 32 млрд рублей была оплачена за счет федерального облигационного займа. Деньги на его проведение крупнейший акционер "Ленэнерго" — компания "Россети", которая контролируется правительством РФ и владеет 68,12% "Ленэнерго", — получил из бюджета РФ. Еще часть допэмиссии в размере 15,3 млрд рублей профинансировали за счет внесения в уставный капитал "Ленэнерго" принадлежащих Петербургу компаний "Санкт-Петербургские электрические сети" (СПб ЭС) и "Петродворцовая электросеть" (ПЭС).
План по ликвидации задолженности по техприсоединению и новую инвестпрограмму объединенной энергокомпании "Ленэнерго" должно принять до марта 2016 года. Предполагается, что долг будет полностью погашен до конца 2017 года. Это должно повысить репутацию энергокомпании, которая за последний год потеряла всякое доверие участников рынка.
На 2016-2019 годы инвестиционная программа объединенной компании составит около 170 млрд рублей, сообщал ранее Игорь Албин. И рано или поздно система распределения этих денег должна стать единой. Очевидно, что каждый из участников новой структуры нацелен получить контроль над распределением этих денег.
В рамках такой борьбы еще до объединения компаний происходила смена гендиректоров "Ленэнерго". В конце декабря 2015 года новым генеральным директором стал первый заместитель руководителя "Россетей" Роман Бердников. До него пост занимал ставленник Смольного Андрей Сизов. Назначение Романа Бердникова позволило "Россетям" увеличить контроль над "Ленэнерго", а влияние Смольного, напротив, уменьшилось. В то же время в результате соединения активов Смольный увеличил свою долю в "Ленэнерго" и планирует увеличивать ее и дальше, так что борьбу за "энергетический контроль" можно считать лишь начавшейся.