Петербургский стрит-ретейл растет на продажах цветов и алкоголя

Автор фото: Михаил Тихонов

Несмотря на кризис, помещения на первых этажах продолжают пользоваться спросом. Самые активные арендаторы помещений в городском стрит-ретейле — продуктовые сети, а большинство новых игроков — это торговцы цветами и спиртным.

Повышенная активность новых игроков в стрит-ретейле наблюдается с сентября 2015 года, отмечают специалисты инвестиционно-управляющей компании Steit Development (управляет несколькими торговыми комплексами и более чем 300 объектами в стрит-ретейле). По их данным, среди новых операторов, которые во втором полугодии активно рассматривали помещения для открытия точек, было большое количество недорогих цветочных магазинов и алкомаркетов.
Активно развиваются цветочные магазины Duty Free Flowers (26 розничных точек в Петербурге), Fix price Flowers (семь розничных точек). Осенью прошлого года на петербургский рынок вышла московская сеть "МосЦветТорг", которая открыла две цветочные базы в Петербурге. Кроме того, продолжают расширяться уже известные петербургскому рынку "ЦветОптТорг", "ЦветОптРозница", которые планируют открыть десятки новых торговых точек.
А вот другие брокеры оживления не заметили. В Colliers International Петербург говорят о точечных открытиях новых цветочных магазинов в стрит-ретейле, например сети "Фантазия". "Возможно, оживление есть в малом бизнесе, представители которого арендуют части помещений или секции в небольших торговых комплексах", — говорят брокеры. "В торговле цветами упадок, большинство магазинов думают, как дожить до 8 Марта, не думаю, что можно говорить об оживлении рынка", — пессимистичен Александр Иванов, гендиректор сети "Оранж".
В JLL в Санкт-Петербурге связывают новые открытия цветочных магазинов с приближение праздников 8 Марта и 23 Февраля, а также с тем, что некоторые покупатели отказываются от более дорогих подарков в пользу букетов.
Кроме того, продолжают наращивать свои сети алкомаркеты. Традиционно много точек открывали такие известные алкогольные ретейлеры, как "Норман", "Ароматный мир", "РосАл" и "Градусы". Кроме того, много заявок на помещения поступило от новых для Петербурга игроков — "Штопор", "Виньон", "Спиртной", "Выпь", "0,5" и другие. Как ранее писал "ДП", в год на петербургском рынке появляется около 50 алкомаркетов.
Алкогольный сегмент заметно прирос в 2015 году, подтверждают в Colliers International Петербург, связывая это с вынужденным отказом петербуржцев от посещения баров и переходом на потребление алкоголя дома. Однако планы по развитию операторов этого сегмента были реализованы лишь на 20-50% от заявленного в начале прошлого года объема, подчеркивают они. Рынок насыщен, а потребители пьют все меньше, поэтому в 2016 году алкогольный сегмент уже не будет так активно развиваться.
Наиболее активные арендаторы, готовые платить за помещения, — продовольственные сети низкого и среднего ценового сегмента. По данным экспертов Steit Development, на петербургском рынке ретейла были активны как федеральные ретейлеры "Тандер" (сеть "Магнит"), X5 Retail Group ("Пятерочка", "Карусель", "Перекресток"), ГК "ДИКСИ", так и местные игроки, например, "РеалЪ-Свежие продукты", "Полушка", "Интерторг" ("Народная семья", SPAR) и другие. "Для сложных периодов в экономике характерна ротация арендаторов, изменение в направлениях игроков и появление новых брендов. Освободившиеся площади в хороших местах занимают новые ретейлеры, которые стремятся воспользоваться моментом для экспансии на новые рынки или расширения существующей сети", — говорит Роман Стогов, коммерческий директор инвестиционно-управляющей компании Steit Development.
По итогам 2015 года ротация арендаторов встроенных помещений Петербурга осталась на уровне 20%, наиболее востребованными были помещения площадью 50-100 и 400-600 м2 в густонаселенных спальных районах города, говорит Роман Стогов. Кроме того, арендаторы проявляют интерес к ближайшим районам Ленобласти на границе с городом в больших жилых массивах.