Страховые компании потеряли больше 1 млрд рублей из-за поддельных полисов ОСАГО

Автор фото: Анрей Кульгун

Мошенники ударили по ОСАГО, главному драйверу роста страхового рынка. Доля поддельных полисов в обращении достигла 5%, их продали за 1 млрд рублей. Фальшивки печатают на бывших предприятиях "Гознака" в Молдавии и на Украине, а также в Китае и Польше.

Доля поддельных полисов ОСАГО в обращении по итогам 2015 года составляет от 2% до 5%, заявил на пресс-конференции во вторник, 2 февраля, президент Российского союза страховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Ранее РСА оценивал долю подделок в 2-2,5%. Если учесть, что в 2015 году 1 млн полисов из выданных 40 млн являются фальшивыми, мошенники могли заработать более 1 млрд рублей на подделках в прошлом году.
Рынок фальшивых ОСАГО начал активно расти после повышения тарифов. По данным РСА, средняя стоимость полиса ОСАГО в прошлом году составила 5530 рублей — это на 2 тыс. рублей больше, чем в 2014-м. На фоне роста цены падает количество выдач: всего за 2015 год было заключено 39,8 млн договоров ОСАГО, это на 2,8 млн штук меньше, чем в прошлом году.
Россиян, которые хотят сэкономить, все больше привлекают предложения мошенников, которые предлагают купить полис ОСАГО по старым ценам или даже дешевле, особенно эта тенденция распространена в регионах. "Десятки тысяч россиян сегодня даже не подозревают, что их полис — поддельный, и все чаще они выясняют это уже после ДТП, когда вынуждены ремонтировать и свое авто, и чужое", — говорил Игорь Юргенс.
"Объявления о продаже полисов по заниженным ценам открыто размещаются на светофорах, столбах и деревьях, прямо на улицах, в открытую указываются телефоны, по которым следует связаться для обсуждения покупки", — возмущен президент РСА. При этом, по его словам, есть категория автомобилистов, которые покупают поддельные полисы неосознанно: они верят в то, что полис настоящий и они купили его по "акции" с большой скидкой, которую предложили покупателю мошенники.
Изготовление "качественных" подделок уже стало международным бизнесом: по данным Юргенса, они печатаются на бывших предприятиях "Гознака" на территории Молдавии и Украины, также фальшивки делают в Китае и Польше. В большинстве случаев подделку от настоящего полиса на первый взгляд не отличит и специалист. В то же время проверить полис довольно просто: все бланки имеют уникальный номер, и по этому номеру на сайте РСА можно посмотреть, какой страховой компании и когда этот бланк был отгружен, в каком статусе (действующий полис, завершившийся полис, испорченный или утраченный бланк) он находится сейчас.
Доля подделок растет в том числе из-за деятельности автоюристов, которые спровоцировали резкое подорожание полисов в отдельных субъектах, считает руководитель управления методологии обязательных видов "АльфаСтрахование" Денис Макаров. "В тех регионах, где деятельность юристов процветает — а это Челябинская область, Краснодарский и Красноярский края, Татарстан, Пензенская, Томская области и др. — скорее всего, количество поддельных полисов неуклонно растет", — говорит он.
В Петербурге ситуация чуть лучше, но петербургских страховщиков эта проблема беспокоит не меньше, считает президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич. "В Петербурге, скорее всего, доля поддельных полисов ОСАГО в обращении ниже, это связано с уровнем культуры и финансовой грамотности населения. Но и для петербургских компаний рост числа фальшивых полисов стал довольно серьезным фактором: весь страховой рынок находится сейчас в сложной ситуации, а основные драйверы рынка — ОСАГО и ДМС. Может, отдельные страховые компании этого не ощущают, но рынок точно чувствует", — комментирует Ирина Лукашевич.
"Прогнозировать, как будет изменяться рынок подделок, невозможно. С одной стороны, активность мошенников очевидна, и в любой кризис она возрастает. С другой, в Москве и Казани стартовал эксперимент по выявлению подделок с помощью камер и автоматическому направлению штрафов, по итогам которого, возможно, такой контроль станет повсеместным", — говорит управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств "Ренессанс Страхование" Сергей Демидов.
"Одна из самых действенных мер, помогающих остановить рост поддельных полисов, — это возможность камер, которые установлены на дорогах, определять по номеру автомобиля, застрахован ли этот автомобиль по ОСАГО или нет, если он в единой базе данных. При отсутствии действующего полиса ОСАГО — выставлять штраф, как это сейчас делается при нарушении скоростного режима, — соглашается директор филиала "Северо-Западная дирекция ОАО СК "Альянс" Евгений Дубенский. — Также эту информацию необходимо иметь возможность проверить в патрульной машине ДПС. Для того чтобы данная система контроля работала без сбоев, необходимо приложить усилия многих сторон: и страхового сообщества, и ГИБДД, и законодателей".
Однако перспективы пилотного проекта, который запустили ГИБДД, РСА и Центробанк в Казани, для остальных регионов пока туманны. Пока для этого не созданы даже правовые основания, потому что сейчас камеры только выявляют административные правонарушения, связанные с нарушением ПДД, сказал на пресс-конференции заместитель начальника ДОБДД МВД РФ Владимир Кузин.
Также РСА борется с продажей подделок. В рамках борьбы с подделками РСА уже заблокировал десятки интернет-ресурсов, предлагавших поддельные страховки. Также в Госдуме появился законопроект о повышении штрафа за езду без ОСАГО с 800 до 2,5 тыс. рублей, страховщики ранее уже дали понять, что поддерживают этот проект.
"В 2016 году, я надеюсь, доля подделок в обращении ОСАГО не вырастет, но проблема останется, в пять минут такие вопросы не решаются", — говорит Ирина Лукашевич. По ее мнению, эффективными мерами должны стать работа РСА и правоохранительных органов, проверки на дорогах, переход на электронные полисы и разъяснительная работа с населением.
"Если не бороться с мошенниками, перестать со стороны ГИБДД проверять наличие страховки, перестать урегулировать убытки по ОСАГО, то автовладельцы вовсе откажутся от страхования. Однако же большинство граждан понимают, что рискуют большими деньгами и долгими судебными тяжбами с пострадавшими, если не приобретут полис. Проблема будет уходить по мере роста сознательности водителей, понимания ими иллюзорности экономии, которую дает фальшивый полис", — добавил директор Санкт-Петербургского филиала АО "СОГАЗ" Эдуард Яблоков.