Система ЕГАИС дает многочисленные сбои

Автор фото: Червякова Анна

За первый месяц работы в ЕГАИС торговцы алкоголем и заведения общепита обнаружили массу недостатков — например, с бутылок не считываются штрих-коды. В итоге предприниматели ведут двойную систему учета, чтобы угодить регулятору и не потерять бизнес.

Обязательная с 1 января 2016 года система учета алкоголя ЕГАИС, стоившая петербургскому бизнесу 1 млрд рублей, уже создала большие сбои в работе компаний. Предприниматели жалуются: поставщики и заказчики не видят друг друга в программе, с бутылок не считываются штрих-коды, а бары вынуждены вести двойную систему учета, чтобы угодить регулятору и не потерять контроль над бизнесом.
По данным Росалкогольрегулирования (РАР), сейчас к ЕГАИС в Петербурге подключилось 77,8% (4945) обособленных подразделений-организаций, торгующих крепким алкоголем в розницу, и 47,2% (1422) компаний и ИП, реализующих пиво и пивные напитки. На 100% подключились только городские оптовики. Именно они сегодня чувствуют себя лучше всех: крупные производители и поставщики алкоголя начали осваивать систему еще 5-7 лет назад. Поэтому сейчас главная трудность для них — это проблемы контрагентов, только недавно начавших работу с ЕГАИС.
Большие растеряны
Дмитрий Саенко, руководитель отдела управления качеством оборота алкогольной продукции компании Nesko, рассказывает: "Контрагенты (всего их у компании около 1,5 тыс. оптовиков по России) засыпают нас вопросами, мы стараемся помочь, чтобы быстрее наладить работу без сбоев. Самая распространенная проблема — учетные системы компаний работают с ошибками. Приходящие на компьютер данные не получается прочитать. Многие фирмы пытались сэкономить на учетной системе, покупали недоработанные программы и теперь страдают от этого".
В компании "Ладога Дистрибьюшен" (крупный дистрибьютор алкогольной продукции) рассказывают, что самой острой проблемой является отсутствие нормальной нормативной базы, регламентирующей правила игры. Это привело к тому, что клиенты (особенно сетевые) начали изобретать схемы приемки товара, чтобы максимально обезопасить себя. "Так, один из крупных сетевых ретейлеров оформляет бумажные документы только после окончания оформления процедуры в ЕГАИС, из-за чего машины простаивают на выгрузке весь рабочий день с раннего утра. Если на момент окончания приемки машина выгружена, а процесс оформления не закончен, то водителю не выдают на руки документы и отправляют домой со словами "приезжай завтра", — говорят в компании.
В свою очередь, ретейлер объясняет возникшую ситуацию схемой приемки, которую спроектировал РАР.  При этом компании терпят издержки. "В 5 раз вырос объем возвратов от клиентов с отказами от приема товара по тем или иным причинам, связанным с ЕГАИС. Сейчас дополнительные еженедельные транспортные затраты из-за возвратов составляют порядка 125 тыс. рублей", — констатируют в "Ладога Дистрибьюшен".
Дьявол в деталях
У торговли есть и другие серьезные сложности, вызванные спецификой системы ЕГАИС. Сейчас, если в накладной значится хотя бы одна коробка от закрывшегося поставщика, то всю поставку (например 1,5 тыс. коробок) невозможно поставить на баланс в торговую точку. Для таких случаев, говорят эксперты, компаниям требуется как минимум возможность ставить на баланс продукцию из накладной частично — без позиций закрывшихся поставщиков. Чтобы избегать таких ловушек, игроки рынка предлагают регулятору предоставить из базы ЕГАИС сведения обо всех производителях и импортерах, закрытых до 01.01.2016.  
Свои проблемы
Требования ЕГАИС также идут вразрез с практикой работы, давно устоявшейся в заведениях общепита, жалуются игроки рынка. "Для системы мы вынуждены вести учет по бутылкам, как этого требует РАР. Но бармены всегда считают алкоголь по проданным порциям. Приходится вести двойной учет, а это — дополнительная нагрузка", — возмущается главный бухгалтер сети пивных баров "SПб" Марина Чагина. Кроме того, методология учета требует предоставлять сведения в декалитрах, а это дополнительные пересчеты. При этом некоторые городские бары до сих не могут получить криптоключ, чтобы начать работу по присоединению к ЕГАИС. "За ключом стоят очереди. Хотя мы заявку подавали в середине декабря, до сих пор его не получили, — рассказывает управляющая одного из пивных баров. — Поэтому сейчас мы продаем алкоголь, закупленный еще в декабре, но он закончится уже к середине февраля".
Напомним, что штрафовать за отсутствие ЕГАИС начнут после 20 апреля. С нарушителей будут взыскиваться следующие суммы: 10-15 тыс. рублей с граждан, 150-200 тыс. рублей — с организаций. К 1 января 2016 года к ЕГАИС обязаны были подключиться все производители и поставщики спиртосодержащей продукции, включая пивоваров. С 1 июля 2016 года вести учет по-новому должны будут научиться розничные продавцы, работающие в городах. А с 1 января 2017 года нововведения должны укорениться и в сельских магазинах.