"Платон" обнуляет налоги

Из–за отмены транспортного налога для большегрузов Петербург и Ленобласть лишатся около 2 млрд рублей доходов. Местные власти не хотят мириться с потерями и готовы биться за каждый рубль.

К 1 апреля правительство РФ подготовит законопроект об отмене транспортного налога для большегрузных автомобилей (мощностью свыше 12 т). В итоге Дорожный фонд Петербурга потеряет 1,2 млрд рублей в год поступлений от сбора этого налога, Дорожный фонд Ленобласти — 0,5 млрд рублей.
Региональные власти не хотят мириться с этой потерей, особенно в кризис, когда им и так приходится сокращать бюджетные расходы. Некоторые субъекты уже обратились в правительство РФ с требованием компенсировать выпадающие доходы за счет сборов системы "Платон". В Смольном также подумывают о таком обращении.

"Платон" в тумане

Поручение отменить транспортный налог для большегрузов президент Владимир Путин дал своим подчиненным на прошлогодней, декабрьской пресс–конференции. Это должно смягчить финансовую нагрузку на дальнобойщиков, выросшую после запуска с 15 ноября 2015 года системы "Платон" — платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков тяжелее 12 т.
По подсчетам "РТ–Инвест Транспортные Системы" (оператор "Платона", принадлежит сыну миллиардера Аркадия Ротенберга — Игорю), в 2016 году сборы составят 39,5 млрд рублей.
Рассматривается два основных варианта: либо обнуление транспортного налога для большегрузов, либо компенсация уплаченного перевозчиками налога за счет сборов "Платона".
Региональные власти опасаются, что предпочтение отдадут первому варианту, так как оформление налогового вычета — слишком сложная процедура. В таком случае регионы лишатся 25,6 млрд рублей поступлений от транспортного налога. Проблема усугубляется тем, что Росавтодор в этом году сократит расходы на строительство дорог на 30,7% (на 43 млрд рублей) — до 97 млрд рублей.
Перспективы финансирования федеральных дорожных проектов за счет сборов от "Платона" тоже пока весьма туманны. По словам вице–премьера Аркадия Дворковича, обсуждается возможность отсрочки повышения платы по системе "Платон". Ранее предполагалось, что до 1 марта будет действовать нынешний тариф 1,53 рубля за 1 км с каждого большегрузного автомобиля, потом он вырастет до 3,06 рубля / км, а с 2019 года — до 3,73 рубля. Сейчас предлагается продлить действующую ставку как минимум до 15 ноября. В таком случае, говорят в Росавтодоре, начало семи крупных федеральных дорожных строек, которые должны финансироваться за счет "Платона", придется отложить на год–два.
Региональные дорожные программы также сокращаются. Так, бюджет петербургского комитета по развитию транспортной инфраструктуры в 2016 году будет урезан на 2,7% (на 2,2 млрд рублей) по сравнению с первоначальными показателями. В Ленобласти расходы на дорожное строительство и ремонт в 2016 году составят 8,1 млрд рублей против 8,8 млрд в 2015–м.
Представители некоторых субъектов РФ (например, Нижнего Новгорода) уже обратились в Кремль с просьбой компенсировать будущие налоговые потери. Глава комитета финансов Смольного Алексей Корабельников в конце прошлого года заявил журналистам, что не исключает аналогичного обращения в Минфин. В комитете финансов Ленобласти не стали комментировать ситуацию, так как еще не готов соответствующий законопроект об отмене транспортного налога для большегрузов.

Налоговая ловушка

Сами перевозчики считают, что власти могут попасть в собственную ловушку: чтобы сэкономить на отчислениях "Платону", дальнобойщики будут стараться ездить не по федеральным трассам, а по небольшим областным дорогам. В результате эти дороги быстро придут в негодность, и регионам, лишившимся части поступлений от транспортного налога, придется латать их за свой счет. Дальнобойщики же, таким образом, не будут платить ни транспортный налог, ни в полной мере взносы по "Платону".
Как отмечает председатель совета директоров ГК "Раритет" Максим Боганьков, сейчас на поддержание дорог в РФ идет три сбора: от транспортного налога, от топливных акцизов и от системы "Платон". Проще было бы объединить их в один сбор, считает Боганьков: "Оптимально это сделано в Финляндии, где все дорожные сборы встроены в стоимость топлива. Все просто: больше ездишь — больше платишь".
Кроме того, система сборов "Платон" непрозрачна, непонятно, куда пойдут отчисления перевозчиков, добавляет Максим Боганьков. Новая дань уже вызвала недовольство дальнобойщиков, которые в конце прошлого года устроили серию акций протеста против "Платона". Премьер–министр Дмитрий Медведев заявил, что эта система требует доработки.
Если бы власти сначала построили качественные дороги, а потом ввели плату за проезд по ним, как, например, сделано на Западном скоростном диаметре, никто бы не возражал, говорят в ассоциации "Грузавтотранс". Сейчас же новая плата с большегрузов взимается в счет каких–то будущих улучшений, которые, возможно, и не произойдут. И это не вызывает доверия у перевозчиков.
Оптимальным вариантом я считаю налоговый вычет. Если обнулять транспортный налог, то региональные бюджеты недополучат деньги на содержание и строительство дорог. Эти потери обещают компенсировать за счет федерального бюджета. Но как это будет сделано, пока непонятно. Гораздо проще и надежнее будет схема, при которой транспортный налог останется, но перевозчикам будут его компенсировать, вычитая эту сумму из сборов, которые они платят по системе "Платон". Сама процедура налогового вычета не так сложна, как кажется: нужно только раз в год написать соответствующее заявление.
Владимир Матягин
глава ассоциации "Грузавтотранс"
Сейчас с транспортным налогом предлагают сделать как в советском юмористическом рассказе: здесь читать, здесь не читать, здесь рыбу заворачивали. То есть для одних налог будет работать, для других — нет. Нужно реформировать всю систему транспортных сборов. Все они идут на возмещение ущерба, наносимого транспортом дороге и окружающей среде. Сейчас налог платят все автовладельцы, даже если им принадлежат, например, раритетные машины, которые не ездят, значит, никакого вреда от них нет. Платить нужно только за реально работающие автомобили. Для этого должен быть один сбор — акциз на топливо. Тогда ни налог, ни "Платон" не нужны.
Андрей Дубровин
финансовый директор ГК "Армада"