Как подрядчики с иронией подходят к жалобам в антимонопольную службу

Автор фото: Архив "ДП"

"ДП" собрал самые издевательские жалобы бизнесменов на конкурсы на госзаказ. Среди серьезной юридической терминологии нашлись "яйца, которые учат курицу", демотиваторы и даже фотография с памятником коррупции.

Бизнесмены, которые регулярно участвуют в конкурсах на госзаказ, со временем начинают относиться к хитростям в конкурсной документации с юмором. Поскольку форма жалобы от подрядчика в антимонопольную службу - свободная, многие включают в свои тексты не только ссылки на законы, но и крики души. Их же, то есть крики души, можно встретить и в запросах об уточнении условий конкурса.
"ДП" собрал самые ироничные жалобы бизнесменов и составил подборку о том, как утомленные нарушениями жалобщики выплескивают эмоции на страницах официальных документов. У заказчиков возможности ответить взаимностью нет, они действуют уже строго в официально-деловых рамках.
Самый мягкий способ проявления эмоций в жалобах - это многочисленные восклицательные знаки, который сразу выбиваются из общего делового стиля. Это тот минимум, который позволяет себе большинство авторов жалоб. Саму фразу с претензией они при этом формулируют юридическим языком. И вот в финале не выдерживают. Пожалуй, это самый распространенный вид эмоции в жалобах.
Пример: жалоба на конкурс по строительству школы в Ленобласти.
Так, от конкурса к конкурсу подрядчикам приходится доказывать, что конкурс - это ловушка с невыполнимыми задачами. Точнее, они выполнимы, но только для тех, кто заранее знает ответ. В итоге нервы у жалобщика не выдерживают и они начинают ругаться на заказчиков прямо в жалобах.
Пример: жалоба на конкурс по благоустройству муниципального округа.
Пример: жалоба на конкурс Росавтодора на содержание дорог.
Ловушки в конкурсной документации уже породили традиционные шутки в среде подрядчиков о предсказателях и экстрасенсах. Ведь только они могут предсказать, как правильно заполнить многостраничный хитрый документ (только они, потому что в России ведь нет коррупции, а значит, предположить, что заказчик и некий подрядчик договорились, никак нельзя).
Кроме того, часто в жалобах можно встретить ссылки на новости из СМИ. Иногда так подрядчики проводят параллели между условиями конкурса и содержанием публикации. Иногда - напоминают о каких-то фактах о компаниях. Как это влияет на комиссию УФАС, сказать сложно. Скорее всего, никак не влияет. Антимонопольщики привыкли отфильтровывать эмоции и рассматривать сухие факты. Но улыбнуться точно заставляет.  
Пример: жалоба на конкурс следственного комитета Ленобласти на техобслуживание автомобилей.
Иногда подрядчики недоумевают по поводу требований, которые к ним предъявляют заказчики. Сложно предположить, почему так получается. Возможно, из-за того, что заказчик сам не до конца понимает, что именно ему нужно, и старается придумать максимально сложный заказ. А возможно, и по той же причине, что описывалась выше, - рассчитывает на предсказателей.
Пример: жалоба на конкурс на строительство лечебного центра при клинике им. Алмазова.
Подрядчики вообще любят использовать иллюстрации в своем жалобном творчестве. Картинки более наглядно отражают ситуацию. Как говорится, одно изображение вместо тысячи слов. Например, волк и овечка, а для ясности уточняется, что овечка - это подрядчик, а волк - это заказчик. Обратите внимание на бездыханные тела овечек на фоне этого выдающегося изображения.
Пример: жалоба на конкурс на ремонт дорог в поселке Левашово.
Также порой подрядчики ссылаются и на народное творчество - вставляют в жалобы демотиваторы, шутки из соцсетей, скриншоты и всячески издеваются над заказчиком посредством картинок из Интернета.
Самый популярный демотиватор - это "Памятник откатам", который вы видите ниже. В жалобах он используется, возможно, даже чаще, чем непосредственно в Интернете. И порой эта картинка приносит жалобщику удачу. Например, этим демотиватором была снабжена недавняя жалоба на конкурс "Ростелекома" из 20 лотов общей стоимостью почти 2,8 млрд рублей, и конкурс был отменен, причем отмена вызвала довольно бурный резонанс. Эта же картинка вставлена в десятки жалоб, направленных в ФАС России (то есть жалобы на закупки дороже 1 млрд рублей). При этом в жалобах в УФАС по Петербургу (то есть в жалобах на закупки дешевле 1 млрд рублей) она особенно активно не используется. Видимо, по мнению жалобщиков, она предназначена только для чего-то большого и прекрасного.
Однако абсолютное большинство подрядчиков к такому стилю не прибегают и направляют в антимонопольную службу исключительно строго официальные документы, написанные юридическим языком. Наверное, такова их привычка, потому что стиль жалобы на самом деле на ее эффективность не влияет. Антимонопольщики изучают факты, на которые жалуются подрядчик, и больше ничего.
В остальном разница лишь в том, что одни жалобы понятны только юристам, а другие - любому стороннему наблюдателю. Одни заставляют улыбнуться, другие - поморщиться и начать вчитываться в официоз. Автор жалобы сам выбирает цель. А почитать жалобы на любой контракт, как и документацию самих контрактов, можно на официальном портале госзакупок zakupki.gov.ru. Все примеры для этого материала взяты оттуда же.