29 января 2016, 00:01|Григорий Набережнов news@dp.ru|Все статьи автора

"ДП" изучил ниши, в которых в России развивается экономика совместного потребления

"Вместе весело шагать по просторам…" — поется в старой детской песенке. Именно на этом принципе основана так называемая экономика совместного потребления. Стремительная уберизация многих сфер бизнеса стала фактом. "ДП" изучил ниши, в которых развивается бизнес такого типа. Новости, Новости СПб

Uber, конечно, не был первым. Но именно этот бизнес–проект, который всего–то за пятилетку превратился из мобильного приложения для жителей одного–единственного американского города в глобального монстра с капитализацией более чем $50 млрд (для сравнения: "Роснефть", крупнейшая в мире публичная компания по объему добычи нефти, стоит раза в 1,5 раза меньше), стал не только символом успеха, но и показал, чего может добиться так называемая экономика совместного потребления. Никакой централизации. Никаких посредников. Каждая сторона сама определяет, когда она хочет оказывать или пользоваться услугами. В выигрыше оказываются все, за исключением тех, кто хочет продолжать работать по–старому. Владельцы машин получают дополнительные деньги, жители дешево добираются из одной точки в другую.

Кто–то Uber ненавидит и призывает запретить, гораздо больше ему завидуют, но наиболее продвинутые используют примерно ту же самую схему в других сферах бизнеса. Многие примеры стали уже каноническими. В 2008 году в США начинает свою работу сервис по бронированию квартир и домов Airbnb. Сейчас этот сервис доступен в 190 странах, и каждую ночь им пользуются около полумиллиона человек. Говорят, только в Нью–Йорке оборот Airbnb в 2014 году составил $1,15 млрд.

В том же 2008 году идея распространяется на еще одну область — поиск инвестиций для различных проектов: в Штатах запускается краудфандинговый проект Indiegogo. На нем можно собрать деньги на новый фильм, разработку электроники, старт фотостудии. С его помощью участники собирали суммы по несколько миллионов долларов. Год спустя с аналогичной идеей выступает и другой портал — Kickstarter. Развивается и краундлендинг, который позволяет получать кредиты физическим лицам от физических лиц. То есть в такой системе необходимость в посредниках в виде банков отпадает. Все, что нужно сделать заемщику, — оставить заявку на сайте и дождаться ее подтверждения. В 2014 году работающие по данной схеме Lending Club, Prosper и др., по информации The Wall Street Journal, выдали кредитов на $7 млрд.

По сути, сервисы совместного потребления удовлетворяют уже почти все основные человеческие потребности. Например, в 2014 году во Франции стартовал проект по поиску пассажиров и водителей Blablacar. В его рамках водители ищут попутчиков, а попутчики — водителей. Сервис развивается стремительными темпами в том числе и в России. Причина проста — доехать на "блаблакаре", к примеру, от Москвы до Петербурга можно за 100 рублей, а порой и менее. В конце концов не могли не появиться и гастро–uber. Проекты типа Eatwith позволяют записаться на ужин к местным жителям в 150 городах мира. По информации СМИ, парижский профсоюз рестораторов Synhorcat даже обратился к правительству Франции с требованием ограничить домашние рестораны, поскольку это может способствовать закрытию кафе и бистро.

Наша Раша

В России подобные проекты появлялись позднее. "В нашей стране тогда не хватало качественных сервисов, которые бы помогали людям находить исполнителей под их бытовые задачи. Онлайн существовало лишь несколько досок объявлений и полуагрегаторов — рынок был абсолютно свободен", — вспоминает сооснователь онлайн–сервиса бытовых и бизнес–услуг YouDo.com Денис Кутергин. Этот сервис, запущенный в начале 2012 года, сразу стал рекламировать себя как способ быстро найти исполнителя под любую задачу — повесить полку, настроить компьютер, дать советы по написанию курсовых. Механика работы сервиса проста: заказчик публикует задание, указывает детали и гонорар. Исполнители откликаются на предложения, высылая свои предложения. Заказчику просто остается выбрать лучшее предложение. YouDo.com были пионерами на рынке, поэтому про них много писали и в СМИ, и в социальных сетях. Благодаря широкому отклику к концу 2015 года сервис набрал аудиторию 650 тыс. заказчиков и 60 тыс. исполнителей из Москвы и Петербурга. Средний чек услуг составляет более 2 тыс. рублей, из которых от 5 до 15% сервис забирает себе в виде комиссии.


Короткий адрес материала: http://www.dp.ru/104d4a/
Поделиться
{{commentCtrl.getHeader()}}
Войдите, чтобы оставить комментарий
Комментарии:

  • To:

 
Rambler's Top100 Индекс Цитирования