Историк Лев Лурье о блокаде Ленинграда

Автор фото: ТАСС

Историк Лев Лурье в своей колонке разбирается, когда и почему Гитлер решил не брать Ленинград штурмом, а уничтожить ленинградцев холодом и голодом.

В трагической истории ленинградской блокады было несколько переломных точек, о которых следовало бы вспомнить в юбилейные дни.
Когда и почему Гитлер решил не брать Ленинград штурмом, а уничтожить ленинградцев холодом и голодом? Подробнее всего этот сюжет описан в превосходной книге петербургского историка Юрия Лебедева "Ленинградский блицкриг".
По плану "Барбаросса" город следовало сначала захватить, а уже потом уничтожить. Первые сомнения Гитлера зафиксированы в дневнике начальника генерального штаба сухопутных войск рейха Франца Гальдера 13 июля 1941 года. Фюрер объявил первоочередной задачей группы армий "Север" удар от Луги в сторону Ильменя и Ладоги и блокаду Ленинграда с востока. Впрочем, после этого Гитлер несколько раз менял свои планы и возвращался к идее штурма.
Окончательно от идеи взять город немецкое командование отказалось 5 сентября, Гальдер записал в своем знаменитом дневнике: "Цель достигнута. Отныне район Ленинграда будет "второстепенным театром боевых действий".
17 сентября начался отвод 300 танков, авиации и тяжелой артиллерии под Москву, где должен был решиться исход войны. Командование группы армий "Север" было, впрочем, убеждено: Ленинград неизбежно и очень скоро капитулирует. Была составлена "Инструкция по обращению с населением Петербурга", согласно которой красноармейцы, милиционеры, коммунисты, комиссары, евреи и "подозрительные элементы" должны были быть направлены в концентрационные лагеря. Кормить оставшихся "на свободе" женщин и детей никто не собирался. Как известно, в занятом немцами Пушкине смертность была выше, чем в блокированном Ленинграде.
Командовавший с 11 сентября Ленинградским фронтом Георгий Жуков не смог переломить ситуацию и деблокировать Ленинград. 12 сентября немцы взяли Красное Село, 14–го — Гатчину, 16–го — Стрельну, 17–го — Павловск, 18–го — Пушкин. 17 сентября 1941 года, стремясь остановить отступление, Жуков издает приказ по фронту: "За оставление без письменного приказа Военного совета фронта и армии указанного рубежа все командиры, политработники и бойцы подлежат немедленному расстрелу". Впрочем, как раз в эти дни немцы приступили к оборудованию долговременных позиций для блокирования города, и до 1943 года (а на большинстве участков — до января 1944–го) линия фронта больше не менялась.
Сталин все еще полагал, что немцы могут продолжить наступление, и допускал возможность сдачи. 23 октября он написал руководству города: "Если вы в течение нескольких ближайших дней не прорвете фронта, все ваши войска будут взяты в плен. Восстановление этой связи необходимо не только для того, чтобы снабжать войска Ленфронта, но и особенно для того, чтобы дать выход войскам Ленфронта для отхода на восток для избежания плена, если необходимость заставит сдать Ленинград. Для нас армия важней". Однако немцы остановились.
Теперь важнейшей задачей стало снабжение блокированного города. И вот здесь нацисты в первый раз по–настоящему просчитались. 20 ноября первые грузовики пошли по Дороге жизни из Осиновца в Кобону.
7 декабря провалилось наступление немцев в сторону Тихвина, при удаче уничтожавшее последнюю связь Ленинграда с Большой землей.
В конце января 1942 года началась массовая эвакуация ленинградцев по льду Ладожского озера (если бы ее начали в ноябре, можно было бы спасти от голодной смерти еще как минимум 300 тыс. человек). Битва за Ленинград не сводится к понятию "героическая оборона", оборонялись немцы. Нет, это была скорее череда героических наступлений Красной армии, чаще всего заканчивавшихся трагически.
Дважды безуспешно пытались прорвать блокаду осенью 1941 года (первая и вторая синявинские операции). Весной 1942 года захлебнулась в крови еще одна: в плену оказалась 2–я ударная армия.
В сентябре 1942 года под Ивановским и Гайтолово огромными потерями закончилась третья Синявинская операция. После операции "Искра" и прорыва блокады продолжалось кровопролитное и безрезультатное наступление в сторону Синявинских высот. Ну и, наконец, операция "Нева–2", которая привела к полному освобождению города от блокады.
Всего Волховский и Ленинградский фронты и Балтийский флот за неполные 3 года битвы под Ленинградом только убитыми потеряли миллион бойцов и командиров — примерно столько же, сколько блокадный город.
"Выпьем за тех, кто командовал ротами, кто замерзал на снегу, кто в Ленинград пробивался болотами, горло ломая врагу".