Почему очередной "правый проект" уже сейчас можно назвать неудачным

Очередную попытку создать в России "правую" партию для предпринимателей собирается предпринять бизнес-омбудсмен Борис Титов. Такая партия Кремлю, по всей вероятности, зачем-то очень нужна - судя по неоднократным попыткам ее создания. Судя же по неизменным провалам, там не понимают, что делают не так.

В России продолжаются попытки создать правую партию в интересах предпринимателей. Очередную собирается предпринять уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, пишет РБК. Хотя сам Борис Титов ничего не поясняет, в его окружении с удовольствием рассуждают о том, что если наверху, то есть в Кремле, договорятся и сочтут, что такая партия нужна, то ее ждет, ни много ни мало, преодоление пятипроцентного барьера. Большое дело.
Борис Титов, говорят источники РБК, ведет переговоры, с тем чтобы возглавить какую-нибудь уже существующую партию, а потом "сделает из нее партию предпринимателей", в списки которой войдут представители бизнеса. Уже все придумано: надо критиковать правительство, но поддерживать присоединение Крыма.
Такие заходы сразу показывают мертворожденность проекта — еще до его рождения. Люди реально думают, что если построить загончик с табличкой "для гражданского общества", то все "гражданское общество", увидев табличку, сразу туда пойдет, чтобы сделать приятное организаторам. Ну а как же, на табличке же написано. Кто туда зайдет, тот, значит, и будет гражданским обществом. Ну да, ну да, как-то так у нас все и устроено.
Это так же смешно, как предыдущие версии политического прокрустова ложа для "правых" — "Правое дело", "Гражданская сила", "Гражданская платформа". Жалко, название "Правый сектор" уже заиграно, но есть еще много хороших вариантов - "Правый вектор", например, или "Правый спектр". Кстати, партия "Гражданская сила", сопредседателем которой был когда-то Борис Титов, недавно объявила о том, что объединяется с Коммунистической партией социальной справедливости (КПСС), — и это живописный и убедительный финал для проекта "правой партии" в сегодняшней России. Даже, наверное, более убедительный, чем прискорбный финал "Правого дела" в краткий период Михаила Прохорова, каковым финалом администрация президента уже тогда всем исчерпывающе объяснила свой взгляд на "правые" партии. И нет ни одного признака того, что новое ложе будет чем-то отличаться от старых.
Единственным успешным периодом для "правых" было начало нулевых, когда СПС во главе с Сергеем Кириенко, Ириной Хакамадой и Борисом Немцовым сумел пройти в Госдуму. Каким-то чудом им это удалось — после того, как фамилии Кириенко и Немцова стали прочно ассоциироваться с дефолтом-1998. Но все-таки до того, как Кремль принялся выстраивать вертикаль власти и полоскать по телеканалам "лихие 90-е". После этого правый лагерь постигло расщепление вплоть до полного разложения. Независимость не укладывается в логику подчинения, поэтому тем, кто не хочет идти на компромиссы с самим собой, проще заниматься своим делом в сторонке.
Конструктивный дефект всех "новых правых проектов" состоит в том, что это именно проекты, причем типа "стартап на коленке", а не последовательная работа по отстаиванию принципов. У Бориса Титова, безусловно, найдется пара десятков знакомых бизнесменов, и еще столько же они уговорят. Но если принципы нуждаются в предварительном одобрении клерков, то это не принципы, а китайская подделка под них.
У проекта же, как известно, должен быть наглядно выразимый результат, и это точно не мечта о преодолении пятипроцентного барьера на выборах. В конце концов, если кому-то нужен там "свой" депутат, то есть способы сделать это проще. Небольшая фракция, по большому счету, не сможет сделать сегодня ничего, что не могут сделать предпринимательские союзы и бизнес-омбудсмен Борис Титов лично.
Судя по непрекращающимся попыткам, "правая партия" Кремлю зачем-то очень нужна. Судя по неизменным провалам, там не понимают, что делают не так. Считается, видимо, что просто уважаемым бизнесменам-зазывалам харизмы все никак не хватает и все дело только в подборе хорошего зазывалы, чтобы был как Жириновский, только "правый". На самом деле начинается все не с жонглирования прилагательными "правый" и "гражданский", и не с того, что в центр зала выходит условный Михаил Прохоров и говорит: "Идите за мной", а с того, что в центр выходит президент и говорит: "Если вы захотите участвовать в политике по своему собственному усмотрению, мы не будем мешать, и вам за это вообще ничего не будет". И следует этой установке. Но это будет еще не скоро.