Как инженеру может пригодиться психология

Автор фото: Сергей Ермохин

Инженер–строитель Валентин Семенов выбрал для себя непростой путь: работу на стыке инженерии и психологии. Молодой человек выступает посредником между конструкторами и бизнесом.

Коммерческому директору ООО "Современные машины" Валентину Семенову всего 27 лет. Он руководит проектами и находит заказчиков, которым нужны услуги проектировщиков. Компания, в которой он работает, — это стартап: ей едва исполнился год, и говорить о больших заказах пока не приходится. Оборот за год — меньше миллиона. Зато заказы интересные — молодое конструкторское бюро сотрудничает с малым и средним бизнесом из самых разных областей.
Один из недавних заказов — детали для коммерческой обсерватории, в частности поворотный механизм и конструкция так называемых "шторок". До этого команда проектировала станок для сборки тары из фанеры (на фото), которая используется для фруктов, овощей или как сувенирная продукция.

Не удержал паяльник

Бюро конструирует нестандартное оборудование, в основном различные станки для производства (его либо в принципе нет в России, либо есть, но импортное и по недоступной для целевой аудитории цене).
Поэтому заказы, хоть пока и не часто, находятся. Получить их — основная задача Валентина. Он же курирует их выполнение и ходит на переговоры — то с одной стороной, то с другой. "Я перевожу с человеческого на человеческий", — поясняет Валентин суть своей работы. Понимать и конструкторов, и клиентов помогает молодому человеку диплом инженера–строителя самарского Архитектурно–строительного университета.
"Благодаря техническому образованию я быстро вхожу в курс дела и говорю с техническими специалистами на одном языке, — рассказывает Валентин. — Это полезно, так как во многих компаниях ключевое слово при реализации проектов именно за технарями". И действительно, попробуй проведи переговоры о проектировании круглопильного станка продольного распиливания клееного бруса для строительства крыш, если ты не разбираешься в теме.
Прежде чем устроиться на работу в "Современные машины", Валентин несколько лет отработал в двух областях — металлообработке и электромонтажной отрасли. В Петербурге молодой человек живет с 2010 года: влюбился в город, когда первый раз приехал сюда автостопом. Хотел устроиться электромонтажником (окончил приборостроительный техникум радиоэлектронных приборов), но не смог быстро спаять плату: после армии руки забыли, как держать паяльник. Пришлось уходить в продажи, смеется Валентин.
Закрепиться на новом месте помогла работа в Центральном научно–исследовательском институте фанеры. Продавал петербургским предприятиям услуги по металлопрокату (слесарные, токарные и фрезерные работы), иногда заменял начальника производства (ЦНИФ производил станки для металлообрабатывающей промышленности), затем курировал выполнение проекта тренажера для обучения мотострелков. Институт помог приобрести полезные контакты и научиться вести проектную работу.

Взгляд со стороны

"Было интересно, но тяжело: слишком большой темп, — вспоминает Валентин. — Однажды я почувствовал, что достиг потолка и не вижу уже, куда развиваться внутри этого предприятия, и ушел искать себя дальше". Следующая работа, в компании "Электра", заставила молодого человека выучить устройство шкафов для электрощитов. Компания продавала и производила комплектующие для этих шкафов и другого электрооборудования. Сейчас, считает Валентин, в "Современных машинах", он на своем месте: хоть и не работает инженером, но тесно связан с полученной в вузе профессией.
"Я помогаю другим решать их технические проблемы, — формулирует свою миссию молодой человек. — Помогаю с помощью конструкторов найти решение их задачи. Без инженера нет будущего, не вытянуть рыбку из пруда: именно он придумает, как ее вытянуть". Он объясняет: сам инженером не работает, потому что характер не тот — другие амбиции.
Но инженеров в своей команде он уважает, любит и защищает перед заказчиками: "Я должен донести задачу от клиента до конструкторов и обратно, помогаю и говорить на общем языке, знаю каждую запятую в ТЗ наизусть: какие длины, какие высоты. Как правило, инженеры глубоко сидят в проекте, и глаз у них замыливается. Я со своими базовыми знаниями смотрю на эти проекты со стороны — свежим взглядом. Это помогает эффективнее решать задачи".