"ДП" составил путеводитель по самым интересным образовательным интернет-проектам

Автор фото: Константин Мшагский

Сотни тысяч людей слушают в Интернете лекции о классической музыке, русской литературе и повседневной жизни Парижа. Лекции читает большая группа известнейших в России людей во главе с Дмитрием Быковым и Львом Лурье. «ДП» составил путеводитель по самым интересным образовательным интернет–проектам.

Учиться — это совсем не скучно. Например, на «Арзамасе», осмотрев пару «эпизодов» сериала о русской литературе, можно проголосовать за самого красивого русского писателя или ознакомиться с инфографикой творчества Николая Гумилева.
Подобных образовательных проектов в России уже больше десятка. Они не дублируют друг друга: одни посвятили себя популярным обще­гуманитарным темам, другие рассказывают о бизнесе и дизайне, третьи предлагают разброс университет­ских тем — от генетики и кибернетики до менеджмента и урбанистики.
На главной странице, как правило, указан список доступных лекций или курсов лекций: выбирай и смотри! Впрочем, на многие курсы необходимо записываться заранее. Качество изображения и звука разное: например, у «Постнауки» и «Арзамаса» — профессиональное, у некоторых других это просто запись статичной камерой приемлемого качества.
Большинство лекций рассчитаны на людей с высшим образованием, хотя есть проекты и для школьников, и, наоборот, для узких специалистов. Эти последние могут усовершенствовать знания (а в некоторых случаях и получить сертификат). Школьники определятся с выбором вуза. А все остальные просто проведут время с пользой.
Большая часть аудитории — люди до 40 лет, хотя средний возраст растет. В университете люди чего–то не успели, или за давностью лет что–то уже забылось. Получать полноценное второе образование сложно, не то что просмотреть курс из 10 лекций по интересной теме. А­удитория постепенно смещается в регионы: просветительские проекты пришли с Запада в Москву и Петербург, а сейчас постепенно мигрируют в города–миллионники.
Экономика подобных проектов пока туманна. Они существуют либо на спонсорские деньги, либо за госсчет. Контент у большинства бесплатный, лекторы трудятся за спасибо, точнее за идею (и за славу). Некоторые ресурсы предлагают дополнительные функции: например, слушатели могут за деньги получить индивидуальную консультацию или поучаствовать в вебинаре, где разъясняется непонятное. Кое–кто предлагает зрителям платить добровольно, но желающих не много. Другие, напротив, стараются привлечь больше меценатов, чтобы оставить изначальный подход (знание должно быть бесплатным) в неприкосновенности. Будущее образования так или иначе близко идеям просветительских проектов. Оно все чаще становится дистанционным, но при этом во все большей степени будет ориентироваться на конкретных людей.

Постнаука - postnauka.ru

Чего здесь только нет! Если вам интересна такая простая тема, как либертарный социализм, русский анархизм и политика Маргарет Тэтчер, можно прослушать лекцию Кирилла Мартынова о философии Ноама Хомски. Но, может быть, во время своего субботнего досуга вы решите разобраться в том, как устроен озоновый слой в атмосфере или как функ­ционируют падежи в разных языках мира? Есть и такая возможность. Но, пожалуй, главное отличие этого ресурса — лекции о том, что происходит на стыке медицины и психологии. Каждая видеолекция сопровождается небольшими текстовыми цитатами, открыв которые можно чуть лучше понять, о чем будет лекция, а заодно выяснить, потянете ли вы предложенный уровень.
Источник: данные "ДП"
В ближайшие год–два проекты, подобные нашему, будут развиваться, если аудитория начнет за них платить. Но боюсь, что люди привыкли к бесплатности. Пока нет ответа на вопрос, кто у таких проектов заказчик. По логике государства мы — медиа и должны финансироваться рекламой и подпиской. Но мы не медиа, мы больше похожи на благотворительные фонды. Наша цель — это просвещение. Мы хотим сделать ученых звездами, пиарить университеты, показывать науку с человеческим, конкретным лицом. Мы хотим заразить людей наукой, помочь людям понять, как устроен мир.
Ивар Максутов
главный редактор

Arzamas - arzamas.academy

Одно из главных открытий Рунета–2015 — проект, который своей популярностью привлек массовый интерес к интернет–обучению. Сюда приходят учиться искусству и вспоминать историю. Интересуетесь Петербургом накануне революции? Смотрите шестисерийный сериал из лекций Льва Лурье. Решили наконец разобраться, что к чему в русском авангарде? К вашим услугам пятисерийный лекционный цикл Андрея Сарабьянова. К курсам лекций прилагаются списки литературы, тексты, галереи и инфографика. Посещаемость «Арзамаса», если верить официальной статистике, — полмиллиона человек в месяц.
Источник: данные "ДП"
Для меня интерес к проекту был скорее неожиданностью. То, какие темы вызывают наибольший интерес, тоже скорее удивило. Мне казалось, что привлечь могут какие–то яркие сюжеты, неожиданные повороты и открытия. А оказалось, что у наших пользователей есть потребность в том, чтобы закрывать какие–то понятные им белые пятна в образовании. Большим спросом пользуются ликбезовские материалы, в которых мы пытаемся как можно проще и схематичнее разложить по полочкам такие вещи, о которых все слышали, но мало кто помнит, в чем там суть.
Ирина Калитеевская
шеф–редактор проекта

Универсариум - universarium.org

Самый наполненный раздел на сайте «Универсариума» — дополнительное образование. В течение курса, состоящего из нескольких лекций, можно получить общее представление о предмете. Темой может быть «миф русской избы», психология потребления в современной России или энергосбережение в производ­стве и в быту. Можно задать и другой фильтр поиска — скажем, по вузам. Если вы доверяете преподавателям, к примеру, МГУ, то к вашим услугам несколько курсов, прочитанных их лекторами: от истории русского театра до теории графов. Длительность курса — от 5 недель и более. Всего лекции читают преподаватели 40 российских вузов и представители компаний, включая Mail.ru и Сбербанк.
Источник: данные "ДП"
Идея появилась уже почти 3 года назад, когда мы участвовали в программе подготовки россий­ских ректоров. Во время анализа ситуации в российском образовании стало понятно, что качество образования очень сильно различается от вуза к вузу, и не всегда в пользу вузов столичных. Мы хотели, с одной стороны, выровнять ситуацию для студентов разных вузов, а с другой — дать возможность всем гражданам получать образование от лучших профессоров ведущих университетов страны.
Геннадий Клюшкин
сооснователь проекта

Лекториум - www.lektorium.tv

Авторы «Лекториума» — преподаватели со всей России. Таким образом, можно не только что–то посмотреть и чему–то научиться, но и оценить уровень того или иного вуза, что может быть важным, если, например, вашему ребенку скоро по­ступать в университет. Ресурс состоит из двух частей: есть архив видеолекций, которые можно просто посмотреть, и есть онлайн–курсы, на которые можно записаться. На этих курсах вас ждут короткие обучающие ролики, небольшие задания и возможность общаться с преподавателями и коллегами. Разброс тем широк: есть «Основы робототехники» и «Школьная химия — простая и интересная», есть «Теории денег» и «Зарисовки о Сибири».
Источник: данные "ДП"
Идея проекта началась с одной записи в ЖЖ Тёмы Лебедева. Он написал, что на Западе есть такие ресурсы, где выкладывают видеолекции, а у нас ничего подобного нет. Ну вот мы и решили: а почему, собственно, у нас этого нет? Когда мы смотрим на детей в школе, становится очевидно: мы не понимаем, по какому прин­ципу они выбирают, чем заниматься дальше. Это происходит почти случайно. У нас многие люди находятся не на своем месте. Они просто не знают, что вообще в мире есть. А с помощью наших лекций они могут приоткрыть шторку и посмотреть, что происходит в разных вузах.
Яков Сомов
сооснователь

Курилка Гутенберга - vk.com/kurilka.moscow

Лекции этого проекта можно смотреть, не выходя из «Контакта». Молодые специалисты, среди которых есть и аспиранты, и даже студенты, рассказывают о темах, интересных лично им. Среди самых популярных — лекции об аналитической психологии, ядерной энергетике, теории суперструн. В том же сообществе публикуются анонсы реальных лекций, которые проходят в клубах и на арт–площадках Москвы, Петербурга и других городов.
Источник: данные "ДП"
Наша аудитория — в основном молодые люди от 20 до 35 лет, получающие или уже имеющие диплом о высшем образовании. Предсказывать тенденции развития просветительских проектов сложно, но сейчас они распространяются в регионы, города–миллионники. Я считаю это очень важным процессом, потому что без движения в этом направлении нельзя говорить о популяризации науки в масштабах страны.
Роман Переборщиков
куратор проекта

Coursera - coursera.org

В отличие от остальных проектов, о которых мы рассказываем, Coursera — проект международный. По–русски здесь доступны 35 курсов, еще 50 — с русскими субтитрами. Больше всего этот ресурс будет интересен тем, кто владеет англий­ским языком на хорошем уровне. Тогда к вашим услугам множество курсов от преподавателей ведущих вузов, прежде всего из США. Самые востребованные англоязычные курсы связаны с программированием, бизнесом, личностным ростом. Впрочем, русскоязычные пользователи приходят по преимуществу за русскоязычными лекциями. Например, преподаватели Томского университета рассказывают о русском языке как сред­стве коммуникации, а профессора ВШЭ — о финансовых рынках.
Источник: данные "ДП"
Авторы наших русскоязычных лекций — преподаватели и профессора ведущих университетов России, включая ВШЭ и СПбГУ. Некоторые вузы, которые находятся за пределами России, готовят курсы с русскими субтитрами, например университет Джона Хопкинса. Преподаватели, с которыми мы работаем, увлечены принципом дистанционного образования и новейшими педагогическими идеями.
Инесса Роман–Погоржельская
менеджер по работе с партнерами

Кроме того, учиться можно здесь:

medialecture.ru
univertv.ru