Блоги "ДП". Майя Ломидзе: Что мешает развиваться туризму в России

Автор фото: Ковалев Петр

Глава Ростуризма рассказал, что хотя внутренний туристический поток в России растет, доля туризма в ВВП России составляет лишь 1,5%. Комментирует директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

В среду, выступая в Госдуме, глава Ростуризма Олег Сафонов рассказал, что хотя внутренний туристический поток в России растет (по его данным — до 50 млн человек в прошлом году), доля туризма в ВВП России составляет лишь 1,5%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 10%.
Что мешает туристическому бизнесу развиваться, комментирует директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Чтобы увеличить этот показатель, нужны три действия. Во-первых, у нас в туризме цифры — вещь очень лукавая и относительная. Неоднократно случались истории, когда у предпринимателей были идеи по части туристических продуктов, они были готовы вкладываться, создавать небольшой парк, отель, музей.
Но прежде чем вкладываться, они запрашивали у государства данные — какого потока они могут ждать. Потому что, прежде чем что-то строить, нужно оценить, сколько народу туда может попасть. Нужно иметь вводные данные. Без этого непонятны ни сроки окупаемости, ни возможные этапы реализации проекта и т.д.
И с такими вводными всегда была проблема. Вот вам пример: глава агентства говорит, что у нас 50 млн внутренних туристов. Кто эти люди, где они? Раскладки на сайте Росстата нет. Что имеется в виду — число поездок или количество разных людей? Второе невозможно физически. Возникает вопрос: а сколько их на самом деле?
И тут мы упираемся либо в полную непрозрачность статистики, либо в заведомо некорректные данные. На сайте Росстата есть ясность только по одному пункту: "загрузка коллективных средств размещения". А потом выясняется, что в число таких средств входят и общежития. Сколько людей останавливались в отелях — неизвестно. Следовательно, эта цифра уже не имеет отношения к туристам. И откуда она взялась — мы не знаем.
И никакого другого способа выяснить исходные данные тоже нет. Транспортники? Они считают поездки в обе стороны. К тому же не все пассажиры — туристы. Есть мировые технологии подсчета туристов: например число ночевок или число посещений флагманских достопримечательностей. У нас не используется ни та, ни другая.
Следовательно, бизнес не понимает, сколько у нас на самом деле туристов, какие у нас исходные данные. Без государства он сделать этого не может. Пока что государство этого не делает и только оперирует красивыми цифрами, чтобы создать видимость, что у нас все в порядке. Поэтому и не странно, что вложения не растут.
Больше мнений экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.