Во сколько обходится грипп городу и владельцам петербургских предприятий

Автор фото: Trend/Андрей Федоров

"ДП" подсчитал, что ежегодно городская экономика теряет из-за сотрудников, переболевших гриппом, около 140 млн рублей. "ДП" узнал, что могут сделать работодатели, чтобы перестать терять прибыль из-за вируса.

Пики заболеваемости гриппом и ОРВИ в Петербурге традиционно приходятся на осенне-зимний период. Но сейчас в городе все относительно спокойно. По данным Роспотребнадзора на 12 января, количество заболевших гриппом и ОРВИ за неделю (с 4 по 10 января) составило 21,9 случаев на 10 тыс. человек, то есть более 11 тыс. заболевших за неделю. Этот показатель ниже эпидемиологического порога на 55%.
"ДП" решил подсчитать ущерб, наносимый петербургской экономике вирусом гриппа – ведь большинство работающих граждан берут на время болезни больничный, отсутствуют на рабочем месте, а значит, снижается производительность труда.
С учетом того, что в среднем в неделю каждый работающий горожанин приносит городу 1,64 тыс. рублей, а каждую неделю из-за гриппа и ОРВИ не работает 1614 человек, получается, что каждые 7 дней город недополучает 2,64 млн рублей, соответственно, в год – 137,5 млн рублей.
Конечно, подобная оценка имеет ряд погрешностей. Ведь, во-первых, многие продолжают выходить на работу и во время болезни, что, в свою очередь, тоже не всегда положительно сказывается на эффективности работы. Во-вторых, заболевший, как правило, тратит деньги на лекарства, а от этого бюджет города только выигрывает. Впрочем, специалисты утверждают, что последние суммы не так значительны.
Количество привившихся от гриппа петербуржцев в 2015 году
Источник: 78.rospotrebnadzor.ru
Оценить, сколько теряет каждая конкретная компания от того, что сотрудники болеют гриппом и ОРВИ, достаточно сложно, это требует нескольких лет непрерывного наблюдения, а работодатели редко готовы идти на такие шаги.

Болеют все – страдает работодатель

"Стоит понимать, что люди берут больничные не только тогда, когда болеют сами, но и когда, например, болеют дети. Поэтому говорить о том, что проблема с отсутствием сотрудников на работе по причине болезни возникает только в период эпидемий гриппа, не совсем верно. При этом если в компании четко отлажены бизнес-процессы, прописаны механизмы делегирования полномочий во время отсутствия тех или иных сотрудников, то проседаний по эффективности работы возникать не должно", – объясняет руководитель пресс-службы HeadHunter в СЗФО Екатерина Скляренко.
А вот Елена Кудрявцева, доцент Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, считает, что болеющие сотрудники в любом случае сильно осложняют жизнь работодателям. Так, отсутствие сотрудника на рабочем месте связано с необходимостью кем-то его заменить. Речь прежде всего о том, чтобы выводить вместо него другого сотрудника, который будет вынужден работать не в свою смену, и здесь необходимо согласие такого работника. В случае когда сменный график не предусмотрен, коллегам заболевшего придется работать за него, а работодатель будет вынужден оплачивать переработки.
Болезнь же одного из ключевых сотрудников вызовет куда больше проблем. Причем речь здесь необязательно идет о руководителе. Например, болезнь самого эффективного сотрудника отдела продаж, на которого приходилось 60%, может снизить продуктивность отдела чуть ли не в 2 раза. И чем короче цикл заключения сделки, тем больше болезнь сотрудника влияет на продажи. Если клиент принимает решение о покупке в течение нескольких месяцев, то кратковременное отсутствие сотрудника может вообще ни на что не повлиять. Если же решение принимается за 1 день, то компания во время болезни сотрудника потеряет не только деньги от несостоявшейся сделки, но и клиента, который просто уйдет к конкурентам.  

Выборочная забота

Чтобы избежать таких неприятных для компании последствий, работодателю имеет смысл заранее озаботиться здоровьем сотрудников.
"Многие компании уделяют сегодня большое внимание вопросам здоровья и профилактики – предлагают несколько дней, которые можно взять, чтобы отлежаться, без оформления больничного листа, пакеты ДМС, организуют медицинские осмотры, проводят вакцинацию и т. п. Поэтому в компаниях, где эти меры предпринимаются, количество болеющих сотрудников должно снижаться за счет своевременной профилактики, возможности при первых симптомах заболевания обратиться за помощью к специалистам. В свою очередь, эти составляющие социального пакета влияют на лояльность сотрудников к компании, а значит, и на готовность сотрудников даже на больничном удаленно поддерживать ряд важных функций", — рассказывает Екатерина Скляренко.
Но если возможности обезопасить всех и сразу нет, то в первую очередь работодателю стоит обратить внимание именно на ключевых сотрудников и их здоровье.
"В случае обострения эпидемиологической ситуации имеет смысл, как в детском саду, ввести карантин. Посадить самых важных для функционирования компании работников в отдельный кабинет и оградить их от необходимости лишний раз ходить по коридорам, где они могут встретить инфицированных коллег и подхватить вирус", – говорит Елена Кудрявцева.
Она также объясняет, что многие "ударники труда" работают из дома, находясь на больничном. С одной стороны, такой сотрудник сможет, даже заболев, поддерживать производительность отдела на приемлемом уровне. С другой – каждый сотрудник, переболевший гриппом или ОРВИ, даже вернувшись на рабочее место, в течение 2-3 недель после болезни страдает от астении и работает с эффективностью 80% от своей обычной нормы. А если работника беспокоить во время больничного, то его эффективность будет еще ниже, а период восстановления может затянуться.

Кризис простив карантина

 
Ряд небольших компаний, штат которых не превышает 140 человек, предпочитают и вовсе закрыться в момент обострения эпидемиологической ситуации. На первый взгляд, такое решение может показаться странным, ведь во время приостановки деятельности работодателю приходится платить сотрудникам, которые ничего не делают. Но на самом деле, заранее зная о закрытии на 1-2 недели, они могут спланировать работу так, чтобы компенсировать недополученную прибыль в течение года.
"Сейчас такой подход осложняется тем, что в нынешней экономической ситуации сложно прогнозировать деятельность на год вперед", – объясняет Елена Кудрявцева.

Кто на прививку?

Специалисты также советуют в периоды подъема заболеваемости активизировать работу уборщиц и как можно чаще дезинфицировать полы и рабочие поверхности, чтобы сократить количество заразившихся от коллег сотрудников. Также выходом может стать введение жестких смен в столовой. И, конечно, один из самый надежных способов – вакцинация. Правда, статистика пока показывает, что работодатели не очень охотно вкладываются в здоровье сотрудников, впрочем, дело может быть и в нежелании самих работников прививаться. В ноябре 2015 года в Петербурге завершилась иммунизация в рамках национального календаря профилактических прививок, по итогам которой было привито 1,14 млн человек. Вакцинация за счет организаций и индивидуальных предпринимателей продолжается, но, по данным на 21 декабря 2015 года, было привито всего 350 тыс. человек.
Заведующий НОО ФБГУ "НИИ гриппа" Минздрава России, кандидат медицинских наук Игорь Никоноров уверяет, что на $1, вложенный в специфическую профилактику от гриппа (например, вакцинацию), работодатель получает прибыль около $3.