Микрофинансовых организаций становится меньше

Автор фото: Сергей Коньков

В 2015 году рынок микрофинансирования покинуло больше организаций — 1658 против 1132 год назад. Слабые игроки уходят из-за кризиса, а ЦБ расчищает реестр от пустышек.

Количество микрофинансовых организаций продолжает уменьшаться. Если в 2014 году с рынка по разным причинам ушли 1328 компаний, а пришли 949, то в ушедшем году новых игроков стало на 1132 больше, тогда как из реестра МФО ЦБ по разным причинам исключил 1658 компаний.
Рынок идет по пути консолидации: уходят слабые и случайные игроки, оказавшиеся неготовыми к постепенно ужесточающемуся регулированию ЦБ. Сильные игроки продолжают наращивать доли, но расклад по лидерам почти не меняется.
По словам директора СРО "Единство", объединяющей 200 компаний, Айгуль Хайруллиной, ускорившийся ухода компаний с рынка объясняется в том числе ухудшением финансового положения из-за неготовности к кризису и, как следствие, роста просрочки. Но основная причина — игнорирование требований Центробанка к отчетности.
Многие просто не отчитываются, солидарен директор СРО "МиР" (329 компаний) Андрей Паранич. По ранее приводимой оценке ЦБ, это около 20% существующих компаний. Часто в компаниях даже не знают о такой обязанности, говорит он. С такими игроками ЦБ пытается связаться, но, если ответа нет, на них просто ставят крест.    
Есть и просто брошенные МФО, открытые на заре этого бизнеса в России. От них ЦБ чистит реестр до сих пор. Тогда в бизнес приходили не финансисты, а простые предприниматели, не разбирающиеся в хитросплетениях почти банковского дела, рассказывает Паранич. Дело и в сложности бухгалтерского учета, и в формировании резервов на случай потерь, согласна Хайруллина.
Зарегистрироваться как МФО еще не значит ею стать, говорит представитель компании из топ-10. По его оценке, из формально действующих 7,4 тыс. МФО реально работают около 2,5 тыс., что соответствует оценке ЦБ.
"В начале сегмент рос очень бурно, бизнес, как говорила одна из коллег, казался сексуальным, сулящим большую маржу, — вспоминает он. — В итоге остались те, кто делал ставку на автоматизацию, оценку рисков. Сейчас рынок начал закономерно консолидироваться: сильные крепчают, слабые умирают".        
Порой из реестра исключают и по итогам проверок ЦБ и правоохранительных органов. В пресс-службе регулятора на запрос "ДП" о количестве компаний, исключенных из-за несоблюдения законодательства, пока не ответили. Есть и те, кто добровольно выходит из реестра, поскольку не может соблюдать требования Центробанка, и продолжает работать как обычное юрлицо.
Как считает президент "Единства" Павел Сигал, нарастает проблема черного рынка МФО. "За несколько лет из реестра МФО исключены тысячи организаций, и никто так и не знает, сколько из них продолжает свою деятельность уже вне правового поля, — говорит он. — Например, только 5% организаций, которых мы исключили из СРО, прекратили свою деятельность, а остальные продолжают работу".
Проверить, легально ли работает компания, довольно просто — в том же реестре на сайте Центробанка, который регулярно обновляется. Но сложно представить, что этим будет заниматься каждый заемщик. На том же сайте можно сравнить ставки с предельно допустимыми для рынка.    
С другой стороны, держать МФО для того, чтобы проводить через нее сомнительные сделки, смысла особенного нет, говорит Андрей Паранич. Все операции проходят через банковский счет. Если, например, выяснится, что через МФО отмывали деньги, то это вопрос скорее к банку, в котором у компании открыт счет, говорит Паранич.  
По оценке Raex, за первую половину 2015 года совокупный портфель микрофинансовых организаций вырос с 50 млрд до 55 млрд рублей. За 9 месяцев портфель вырос до 62,4 млрд, отмечал в ноябре начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Михаил Мамута. Годовая финансовая отчетность появится к марту-апрелю.